Восстановительная медиация по делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семье.

Семья - это основной источник, в котором ребенок черпает ресурсы для преодоления трудностей жизни. Это та опора и поддержка в кризисной ситуации, компенсировать которую при всей компетентности специалистов помогающих профессий, невозможно. В восстановительном подходе роль родительской поддержки значительна. Это мы видим и в медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, и в семейных конференциях. Члены семьи помогают своему ребенку преодолеть возникшие жизненные трудности, принимая на себя часть ответственности за сложившуюся ситуацию как люди, имеющие для него особую значимость, они готовы к конкретным положительным действиям со своей стороны, чтобы помочь ему, поддержать, закрепить возможность не допускать подобное поведение. Но как быть, когда семья у ребенка по факту есть, но вместо помощи ребенок попадает в ситуацию жестокости, насилия, эмоционального отвержения…

Выбирая насилие как инструмент воспитания, родитель не задумывается, что своими действиями он закладывает в ребенке фундамент для формирования жестокости, недоверия к миру, и эта мера воспитания лишь усугубляет ситуацию развития несовершеннолетнего и способствует закреплению у него различных форм девиаций.

Архангельская область за 2018 год вышла на лидирующую позицию среди регионов по количеству случаев жестокого обращения с детьми. Это случаи, когда родитель в силу отсутствия понимания ситуации с поведением ребенка, снимая с себя всю возможную ответственность за то, что с несовершеннолетним происходит, применяет в отношении него физическую силу. Совершенно безосновательно родитель пользуется тем, что он старше, выше, сильнее и вообще, он «создатель» своего ребенка, а значит, «имеет право», внушая своему отроку, что последний сам добился такого отношения, а если будет так себя вести дальше, то «станет еще хуже». Вред, который причинил родитель ребенку, остается не заглаженным, стыд за применение к ребенку физической силы перерастает в чувство вины. Именно программа примирения по делам о применении насилия взрослыми над детьми в семье, с привлечением независимого ведущего, помогает предупредить все эти чувства, разрушающие ребенка изнутри, помогает родителю принять на себя ответственность за сложившуюся ситуацию и дает возможность загладить причиненный своему ребенку вред. Это тот диалог между близкими людьми, который возвращает отношения в семье в докризисное состояние и закладывает основание для построения положительных детско-родительских отношений.

В Архангельской области с сентября 2017 года применяется Порядок взаимодействия субъектов программы примирения по делам об административных правонарушениях и уголовным делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семьях, который распространяется на дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.1.1 КоАП РФ, и уголовные дела, предусмотренные частью 1 ст.112, частью 1 статьи 115, частью 1 статьи 116.1, частью 1 статьи 118, частью 1 статьи 119 УК РФ, совершенные в отношении детей в семьях родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, другими супругом и супругой, сожителем и сожительницей, дедушкой, бабушкой, иными близкими лицами. Учитывая положения ст.57 СК РФ, участие в процедуре примирения может принимать несовершеннолетний, достигший возраста 10 лет.

Для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних жертв насилия к участию в программе обязательно привлекаются их законные представители. В качестве законных представителей могут быть допущены родители, усыновители, опекуны и попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится потерпевший, органы опеки и попечительства. Последние привлекаются, когда родители злоупотребляют спиртными напитками, отрицательно влияют на ребенка и не в состоянии надлежащим образом защитить его законные интересы. Из практики можно отметить, что орган опеки представляет интересы ребенка и в случае, когда родитель, применивший насилие к ребенку, воспитывает его в единственном лице. Если законный представитель несовершеннолетнего, указанный в заявке, не согласен на проведение программы, то примирение не представляется возможным.

Подобные отказы встречаются на практике. Был случай, когда мать была не согласна на примирение своего ребенка и сожителя, поясняя это своей неприязнью к последнему в связи со сложившейся ситуацией. Однако через несколько дней после первой встречи с ней и объяснения сути программы, она перезвонила в службу примирения и проявила готовность к участию. Свое решение она пояснила тем, что сын после ряда извинений отчима по телефону, подошел к ней и попросил: «Мама, давай простим папу…» Стоит отметить, что эмоции второго родителя, в особенности в ситуациях, когда супруг (а) применяет насилие к ребенку на его глазах, носят остро негативный характер, и согласие на программу, а тем более подготовка к самой встрече, требует времени. Поэтому после получения заявки от органов досудебного и судебного производства, посредник организует целую серию предварительных встреч с потерпевшей стороной и обидчиком, чтобы острые эмоции ушли и стороны были готовы к конструктивному диалогу.

На встрече ведущий программы примирения помогает участникам:

- достичь взаимопонимания по поводу произошедшего, причин, его вызвавших, и последствий для потерпевшего;

- самим исправить последствия преступления и правонарушения, преодолеть ненависть и мстительность во взаимоотношениях;

- обсудить и сформулировать способ заглаживания вреда пострадавшему;

- сформулировать планы по изменению конфликтной ситуации;

- восстановить у детей и подростков уважение к себе, как личности, повысить уверенность и защитные качества, утверждая, таким образом, право каждого человека, в том числе детей и подростков, на здоровье и безопасность.

Порядок возмещения причиненного вреда, планы изменения образа жизни и поведения участников, способствовавшего возникновению конфликтной ситуации, фиксируются в примирительном договоре.

Важно отметить формы участия ребенка в подобных встречах:

  • Ребенок может присутствовать на всей встрече или частично;
  • Можно вслух прочитать письмо, написанное ребенком;
  • Ребенок может написать стихи, спеть песню или нарисовать рисунок;
  • На встрече может присутствовать представитель ребенка (важно, чтобы он общался с ребенком);
  • Организаторы встречи могут провести предварительную встречу с ребенком и дословно передать то, что ребенок хочет сказать;
  • После встречи ребенок может получить информацию о содержании договора.

     Примером проведения программы можно представить случай мальчика Вани, который повел своих друзей в лес в сезон охоты и за это подвергся жесточайшему истязанию со стороны отчима на протяжении нескольких дней. Сердце обидчика дрогнуло, когда на встрече мальчик признался, что повел друзей в лес показать им шалаш, который они с папой (так называл Ваня отчима) построили вместе. Ваня поплатился за свой поступок ударами по голове руками и ногами со стороны отчима, избиением черенком от лопаты, выкручиванием ушей. Отчиму стало стыдно, что он не выслушал мальчика, на встрече он попросил у Вани прощения, извинения ребенком были приняты.

     Сторонам было предложено ответить на вопрос «как сделать так, чтобы в будущем этого не повторилось?»

     Обидчик предложил со своей стороны контролировать свою агрессию, решать конфликты словесно, больше уделять внимания Ивану (привлекать к совместному досугу: рыбалке, походам в лес за грибами и т.д.), не применять физической силы к ребенку. Мама предложила больше разговаривать друг с другом, научиться договариваться, найти общие интересы. Мальчик в свою очередь обещал перестать делать глупости, лучше учиться, помогать родителям, слушаться их.

         Стороны подписали примирительный договор.

На сегодняшний день в семье положительная атмосфера, сын и отец стали близкими друзьями.

       Еще один случай 16-летней Риты. Весной 2018 года в вечернее время, находясь в своей квартире, Анна Петровна в ходе словесного конфликта на почве личных неприязненных отношений с дочерью Маргаритой умышленно схватила её за волосы, дергая по сторонам, затем нанесла не менее двух ударов кулаком руки в область головы и не менее пяти ударов по ногам. В результате Маргарите была причинена физическая боль и телесные повреждения, что расценивается как административное правонарушение, предусмотренное ст.6.1.1. КоАП РФ (побои).

     Медиаторам понадобилось длительное время, чтобы вернуть матери ответственность за причиненные действия в отношении своего ребенка. Необходимо было исключить укрепившуюся в мыслях матери логическую связь между поведением девочки и возможным лишением её родительских прав, где мать выступает как жертва, и акцентировать внимание на причиненной боли, вернув ей роль обидчика. На третьей предварительной встрече с матерью это удалось. Ключевым моментом к переосмыслению собственного поступка послужил вопрос: «Как Вы думаете, что чувствовала Рита, когда мама била её?». Он вызвал у матери слезы, она зарыдала. Анна Петровна призналась, что была не права и в обязательном порядке должна поговорить о случившемся, принести дочери свои извинения.

В ходе встречи стороны внимательно слушали позицию каждого участника, не перебивали друг друга. Мать извинилась за применение физической силы. Рите было приятно, что мама простила её за проявления безответственного отношения к учебе и домашним обязанностям. Встреча дала возможность двум близким людям поговорить о чувствах, показать, что они друг другу дороги. Стороны подписали договор.

Лишение матери родительских прав не потребовалось.

Обе эти реальные истории с вымышленными именами на сегодняшний день имеют положительную динамику. С 2016 года Ваню ни разу не тронул отчим, отношения между ними наладились. Маму Риты программа спасла от возможного лишения родительских прав, ситуаций насилия с января 2018 года не повторялось, теперь по всем вопросам они договариваются.

Защищая права детей от жестокого обращения с помощью восстановительной медиации, удается разорвать порочный круг насилия, привить родителям гуманные методы воспитания ребенка, основанные на согласии, мире, взаимоуважении и любви.

 

Педагоги-психологи

отделения медиации ГБУ АО «Надежда»

Шкрябина О.Н., Клюшова О.В., Хованская Т.В.