ШКРЯБИНА О.Н., ХОВАНСКАЯ Т.В., КЛЮШОВА О.В. 

педагоги-психологи отделения медиации

 

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА О ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБАХ ПРИМИРЕНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ЭФФЕКТЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

        Восстановительные программы сегодня прочно вошли в практику применения всеми органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и считаются наиболее эффективным способом разрешения конфликтных ситуаций, нежели любое, привычное нашему обществу репрессивное воздействие на ребенка. Однако вопрос о преимуществах данного подхода в сравнении с другими для многих специалистов до настоящего времени остается сомнительным. «Зачем нам школьные службы примирения (далее – ШСП), зачем нам восстановительные технологии?», - отвечают директора некоторых школ области, акцентируя значимость и необычайный эффект существующего в ней Совета профилактики. Доказать им что-то по телефону бывает трудно. Чтобы понять, необходимо увидеть, побывать, прочувствовать или, как минимум, услышать мнение людей, прошедших через восстановительную программу.      Специалисты отделения медиации центра «Надежда» ежегодно в рамках проведения Всероссийского мониторинга получают результаты анкетирования участников образовательного процесса тех организаций, в которых функционируют ШСП, анализируют их с целью определения положительной корреляции между развитием службы и проводимыми ею программами с созданием положительной, безопасной атмосферы в среде обучающихся. Эффективность отмечают все, кто так или иначе вовлечен в практику восстановительного подхода.

     Определенно ценным материалом проводимых восстановительных программ являются анкеты обратной связи от детей и родителей, которые непосредственно принимали в них участие. В более 98% анкет программы оценены положительно.

     По результатам полученных анкет можно выделить следующие критерии, по которым участники отмечают их полезность и эффективность:

     - возможность восстановления нарушенных конфликтом отношений.

  В школьной среде конфликты часто происходят между детьми, отношения которых уже закреплены совместным обучением, а иногда и дружбой. Для несовершеннолетних обидчиков в их ответах отмечается важность сохранения хороших отношений с теми, кому они причинили вред, что подтверждается следующими цитатами из анкет:

Обидчики:

- «программы помогают остаться друзьями»;

- «помогают начать общаться, как раньше»;

- «мы больше не будем ссориться»;

- «нужны, чтобы помириться»;

- «чтобы решить конфликт»;

- «помогают извиниться, наладить отношения».

Потерпевшие:

- «Мы помирились, а это самое главное»;

- «Помогли помириться»;

- «Помирился и стали друзьями, а то все цеплялись за слова друг друга»;

- «Сохраняешь дружбу, и друг на тебя больше не обижается».

   Не всегда детям хватает смелости и навыков, чтобы подойти и спокойно прояснить ситуацию, продолжить положительные отношения, которые особенно важны для обеспечения комфортной и безопасной образовательной среды. Помощь посредника в таких случаях представляет для детей особую ценность. Взрослые также отмечают значимость программ в этом направлении.

Родители потерпевших:

- «Хочется, чтобы между мальчиками не было конфликтов, это отражается на учебе и Д. боится идти в школу»;

-«Улучшение взаимоотношений между детьми»;

- «Дети помирились, сдружились».

    В пояснениях законных представителей прослеживается еще один очень важный аспект, касающийся значимости программы для нормализации отношений между родителями конфликтующих сторон.

Родители обидчиков:

- «Часто дети поссорятся и помирятся, а родители их месяцами враждуют, каждый защищая своего ребенка»;

- «После процедуры примирения родители сохраняют между собой дружеские отношения».

    Этот момент определенно подчеркивает приоритет программ примирения с присутствием законных представителей и их наибольший эффект в разрешении конфликтных ситуаций.

  - прояснение произошедшей конфликтной ситуации для её правильного понимания всеми участниками встречи.

  После произошедшего конфликта ребенок часто оказывается в ситуации несправедливости, когда стыдно, по определению взрослых, должно быть только ему, хотя в конфликте вред был причинен обоюдно. Не каждый родитель поверит своему ребенку, особенно когда событие стало известно ему со слов классного руководителя или органов полиции. Программа примирения дает возможность взрослым понять, услышать, внести объективность в понимание произошедшей ситуации. Это подтверждают следующие обоснования положительной оценки:

Родители жертвы:

- «Объяснят всю ситуацию подробно»;

- «Учит слушать противоположную сторону конфликта»

Родители обидчика:

- «Можно разобраться в сложившейся ситуации»;

- «Рассматривается ситуация с другой стороны, видны лица всех сторон ситуации».

     Некоторые моменты из произошедших конфликтов остаются непонятными до проведения программы и самим детям.

Обидчики:

- «Я не понимала, из-за чего произошел конфликт, теперь знаю»;

- «Я не понимала, почему Д. оскорбляла меня, после прояснения ситуации понимаю (обидчик)».

Потерпевшая:

- «После встречи я все поняла».

       - возможность заглаживания причиненного вреда, избавление от негативных чувств.

    Стоит обратить внимание, что аспект заглаживания причиненного вреда в основном задевают в своих пояснениях несовершеннолетние обидчики и потерпевшие. Программа дает обидчикам:

- «Возможность принести извинения, попросить прощения»;

- «Возможность загладить причиненный вред».

   После конфликта обидчики испытывают ряд негативных эмоций и чувств, программа помогает освободиться от них, почувствовать облегчение: - «Стало спокойно на душе, а медиаторы помогли разрешить ситуацию»;

- «Меня простили»;

- «Чтобы не было обидно и попросить прощения»;

- «Потому что будет легче на душе»;

- «Испытала положительные эмоции».

         Эмоциональный компонент крайне важен и для потерпевших, программа для них носит исцеляющий эффект:

- «Передо мной извинились, я больше не сержусь»;

- «Передо мной извинились»;

- «У меня попросили прощения. Это важно».

         Законные представители:

- «Снимается напряжение от ситуации после конфликта»;

- «Чувство удовлетворения за принесенные извинения. Возмещение ущерба моему ребенку».

         - осмысление последствий своего поступка, предупреждение конфликтных ситуаций в будущем.

        Важную профилактическую роль в сфере развития последующих конфликтов видят в восстановительной программе все её участники.

Обидчики:

- «Помогает избежать конфликтных ситуаций в будущем»;

- «Я понял, что нельзя таить обиды и зло на одноклассника. От этого мне стало спокойнее»;

- «Чтобы научиться решать конфликты»;

- «Участвуя в программе, я понял, что нельзя обижать тех, кто слабее меня»;- «Если мы учимся в одном классе, то нужно уважать друг друга».

Потерпевшие:

- «Чтобы все поняли, что надо сначала думать, а потом делать»;

- «Чтобы научиться чему-нибудь»;

- «Чтобы прекратились обидные поступки»;

- «Чтобы все плохие конфликты решились, и все стало хорошо».

         Взрослые также отмечают, что программы важны для обеспечения последующей безопасности детей в образовательном пространстве:

Родители:

- «Чтобы дети перестали конфликтовать»;

-«Хорошее настроение у всей семьи, что у ребенка нет конфликтов в школе».

     - возможность рассмотрения конфликта в новой, отличной от традиционной практики форме, атмосфера доброжелательности и уважения, краткосрочность, возможность рассмотрения ситуации без привлечения органов полиции (преимущество программы перед другими способами разрешения конфликтной ситуации).

Обидчики:

- «Не вызывали на допросы, без полиции все решили»;

- «Быстро, удобно»;

- «Чёткая программа».

Потерпевшие:

- «Медиаторы убедительно и спокойно ведут встречу»;

- «Никто не читает нотаций, а помогают разобраться в себе и в том, что случилось»;

- «Познакомилась со способом разрешения конфликтов, ссор и теперь попробую использовать их в других подобных случаях».

Родители:

- «Интересная процедура, видно, что здесь не просто побеседуют, а готовы помочь. Неоднократно раньше были на беседах, но такого эффекта как от ШСП не было»;

- «Доброжелательная, доверительная обстановка, спокойная атмосфера»;

- «Даётся возможность высказаться всем, и детям, и родителям по данной ситуации, но по очереди. Никто не перебивает друг друга. Медиатор направляет, постоянно обращает внимание на правила встречи. Помогает детям самостоятельно сделать выводы, принять решение».

      - нормализация детско-родительских отношений после конфликтной ситуации

    Для стороны обидчика, как для несовершеннолетних, так и взрослых, достаточно важным является налаживание детско-родительских отношений после конфликтной ситуации, в которой оказался ребенок. Программа помогает избежать дальнейшего непонимания ребенка и родителя, возможной директивности.

Обидчик:

- «Мама ругать не будет»;

Родители обидчиков:

- «Удалось поговорить с сыном, надеемся, он нас услышал»;

- «На конфликтную ситуацию взглянула с другой стороны. Узнала новую информацию о сыне»;

Родитель потерпевшего:

- «Узнала, какие проблемы есть у ребенка и за что он переживает».

     В обоснование отрицательных оценок можно отметить нехватку времени взрослых на участие в программах, отсутствие веры взрослых в возможность изменить отношения между несовершеннолетними участниками конфликта, недостаточность информации о предназначении восстановительной программы. Эти оценки задают необходимость совершенствования профессиональных компетенций ведущих программ примирения в сфере информирования о программах примирения на этапе приглашения на программу и мотивирования к встрече сторон законных представителей несовершеннолетних.

  Участники программ примирения отмечают, прежде всего, возможность обсудить ситуацию, принести извинения, загладить причиненный вред, услышать другую сторону, решить проблему раньше, чем она перерастет в большую. Немаловажным они считают возможность понять ситуацию, примириться, высказаться. Абсолютное большинство из них видят преимущество примирительной встречи, довольны тем, как организована встреча.

    Взгляд изнутри – это бесценный материал не только для ведущего программ примирения, но и тех, кто еще сомневается в восстановительных программах. Понимать, что восстановительный подход дает действительно положительный эффект как на личностном уровне участников конфликта, так и на уровне организации в целом, значит принять его и закрепить уверенность в выбранном восстановительном направлении, а это крайне важно в работе с детьми.