Особенности проведения восстановительных программ

в онлайн пространстве.

 Педагог-психолог

отделения медиации

Хованская Т.В.

Сегодня жизнь ставит перед нами совершенно неожиданные задачи. Введение режима самоизоляции по коронавирусу привело к необходимости перестройки деятельности отделения медиации в онлайн режим. И, в первую очередь, это касается проведения восстановительных программ.

Цель проведения восстановительных программ онлайн - дать возможность людям восстановить отношения, самим решить проблемы, даже если у них нет возможности встретиться лично.

Восстановительная медиация онлайн - решение конфликтных ситуаций с помощью третьего, независимого лица. Возможно проведение в режиме конференций или видеозвонков в VK, WhatsApp, Zoom, челночная медиация успешна и по телефону.

Семейные конференции онлайн - объединение семьи, специалистов и иных заинтересованных лиц для решения проблемы ребенка эффективно проходит в режиме конференций, видеозвонков в VK, WhatsApp, Zoom.

Круги сообщества онлайн - решение любых ситуаций в группе возможно на платформе Zoom. Небольшое количество участников могут работать в конференции или видеозвонке в VK, WhatsApp.

Позитивные особенности проведения восстановительных программ онлайн:

1. Простота организации. Стороны находятся на расстоянии звонка. Из любого места, в удобное сторонам время.

2. Продуктивность для сторон. Любая восстановительная программа налаживает отношения, дает людям возможность поговорить. И неважно, организована она онлайн или очно.

3. Гибкость. Встречу можно отменить, перенести, продолжить в другой день. Это удобно.

4. Большая безопасность. На встрече онлайн можно избежать риска негативных последствий от личной встречи. Иногда стороны не желают встречаться лично, но хотят обсудить ситуацию.

4. Низкая стоимость. Сторонам не нужно тратить деньги на дорогу, отпрашиваться в работы, брать отгулы или дни отпуска. Программа онлайн экономически выгодна сторонам.

5. Нет потерь времени на ожидание и дороги. В условиях большах расстояний и проблем с транспортом онлайн легко решаются многие проблемы.

6. Ведущему проще получить первоначальную заинтересованность сторон, так как их привлекает возможности не тратить время и деньги, стороны могут выйти на связь в удобное для них время.

7. Ведущему легче планировать свое рабочее время, он контролирует процесс на всех этапах и из любой географической точки.

8. Программы онлайн не менее эффективны, чем очные. Люди разговаривают и действительно решают свои проблемы.

9. Медиатор видит себя на экране и может скорректировать свое поведение.

Ход работы: ведущий придерживается регламента проведения восстановительных программ в очном режиме, но учитывает особенности работы онлайн. Любая программа начинается с получения заявки. Заявка на программу может быть подана очно, по телефону или онлайн. Ведущий со слов заявителя может оформить ее в бумажном виде самостоятельно. Предварительные встречи со сторонами успешно проводятся онлайн, возможна связь как по телефону, так и по интернету. Успешно применяется видеозвонок в сети VK, WhatsApp. Для проведения самой восстановительной программы можно использовать режим конференции VK, WhatsApp, Zoom или иную платформу с условием группового подключения. Итоговые документы оформляются онлайн и высылаются участникам в виде фото или документа через интернет.

Особенности работы ведущего восстановительных программ в онлайн пространстве:

1. Быть осторожным, так как мы не знаем, кто еще находится по ту сторону экрана.

2. Иметь достойный внешний вид (деловая одежда, рабочее место).

3. Важно точно формулировать цели и задачи встречи.

4. Необходимо подготовить повестку дня для обсуждения на встрече.

5. Необходимо точно представлять ожидаемый результат.

6. Из-за большей истощаемости одновременно обсуждать можно 1-2 аспекта.

7. Обсудить со сторонами, в каком месте их не будет слышно другим людям, чтобы они были не за рулем.

8. Стороны и ведущий должны быть в месте, где хорошая мобильная связь.

9. Сторонам лучше сидеть за столом, чтобы была возможность вести записи.

Как организовать разговор:

1. Не торопиться.

2. Удостовериться, что стороны готовы.

3. Удостовериться, что готов ведущий.

4. Удостовериться, что стороны и ведущий знают детали предстоящей беседы.

5. Если кто-то не готов к разговору именно сейчас, дать задание подготовиться и назначить другое время для звонка.

Возможные негативные явления:

1. Стороны могут не иметь необходимой техники, может отсутствовать интернет, связь может внезапно прерваться.

2. Недостаток визуальных подсказок. Ведущий должен быть максимально собран, очень важно учитывать невербальные знаки, следить за интонацией.

3. Недостаток времени. Сторонам может не хватить времени на разговор. Важно предложить им дополнительное время или перенести разговор на другой день.

4. Недостаток информации. Стороны и ведущий могут быть недостаточно информированы. При необходимости можно перенести встречу и провести дополнительные индивидуальные встречи.

5. Обмен документами только в электронном виде. Стороны могут принять участие во встрече, но не оформить надлежащим образом итоговые документы. Этот факт важно заранее обсудить на индивидуальных встречах.

6. Дорогая техника. Недостаток оснащения, отсутствие необходимых программ и ресурсов. Важно обсудить со сторонами возможность не только связи, но и возможность пересылать друг другу документы.

7. Участники отвлекаются. Важно обсудить с участниками возможность уединения на время проведения программы. Важно, чтобы они не были за рулем, не отвлекались на домашние дела…

8. Сложно соблюдать конфиденциальность. Онлайн пространство шире, чем реальное. Важно обсудить этот вопрос со сторонами заранее.

9. В любой момент сторона может выйти из чата, может не включить видео. Эти вопросы так же обсуждаются заранее.

Специальные техники и навыки ведущего восстановительных программ онлайн:

1. Молчание требует пояснения. Люди с тревогой слышат паузы. Необходимо пояснить сторонам, что пауза – время для обдумывания, а не демонстрация осуждения.

2. Умение поддерживать вовлеченность сторон. Ведущий должен быть внимателен к сторонам, не затягивать процесс, но и не тормозить его искусственно.

3. Остановись и не спеши. Важно глубоко обсудить один- два вопроса, а не распылять силы, пытаясь охватить все проблемы за один раз.

4. Будьте гибки с процессом. Восстановительная программа сама по себе гибкий процесс. Онлайн программа должна быть еще более гибкой. Важно чутко следовать за сторонами.

5. Делайте все, чего требует ситуация. Важно решать проблему так, как видят ее стороны. Важно откликаться на их пожелания.

6. Характерные черты ведущего: эмпатия, доверительное поведение, настойчивость, терпение, позитивность, медиатор не должен сдаваться.

 Благодаря функции видеозвонка «Вконтакте», нам удалось подготовить и провести восстановительную медиацию по нарушенным детско-родительским отношениям. В отделение медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» обратилась мать выпускника школы из отдаленного района Архангельской области в связи с его проблемами в обучении и поведении. Если в первом полугодии у подростка были положительные отметки, то за третью четверть он был не аттестован. Педагоги предупредили мать о том, что несовершеннолетнего могут не допустить до экзаменов.

Родители возмутились поведением сына и запретили игры и общение в интернете. Подросток отказался с ними общаться, закрывался в своей комнате, как только родители приходили домой, формально посещал школу, на уроках ничего не делал.

Были онлайн проведены предварительные встречи с несовершеннолетним и его родителями. Во время предварительной работы подросток проговорил, что педагоги неоднократно сообщали ему о не допуске к экзаменам. Подросток был обижен на родителей и учителей, считал, что они желают ему зла.

Итогом работы стала восстановительная медиация между мальчиком и его мамой в режиме видеозвонка в WhatsApp. Участники программы подписали примирительный договор, в котором ребенок обязуется выполнять задания учителей в полном объеме, не закрывается в своей комнате, если чем-то расстроен, просит помощи мамы, обсуждает с ней непонятные моменты в школьных заданиях, в полном объеме готовится к экзаменам. Мама не кричит на ребенка, спокойно отвечает на его вопросы, оказывает ему помощь с выполнением уроков, не входит в комнату к подростку без разрешения. Договор был распечатан дома на принтере, сфотографирован и выслан медиатору. Медиатор и члены семьи, находясь за сотни километров друг от друга, смогли обсудить все волнующие семью моменты, сын и мать смогли примириться. Договор исполнен. Подросток успешно закончил школу. Определился с дальнейшим обучением. Наладил отношения с родителями.