Педагоги-психологи

отделения медиации

Хованская Татьяна Валерьевна,

Шкрябина Ольга Николаевна

 

Урегулирование групповых конфликтов в образовательной среде посредством применения технологии «Круг сообщества»

 

Современный человек в процессе взросления и последующей жизни осваивает множество различных ролей и вступает в отношения с многообразным социальным окружением: членами семьи, коллегами, соседями, малознакомыми людьми. Чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства. Важнейшей задачей воспитательной деятельности образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.

Детский рэкет, драки и участие в них значительной части обучающихся демонстрирует недостатки современной системы воспитания. В свою очередь, подобные явления способствуют формированию подростковых группировок с криминально ориентированными образцами поведения. Такие формы организации молодежи, как правило, основаны на ценностях силового взаимодействия и состоят из молодых людей, в силу различных причин, фактически вытолкнутых из социальной среды образовательных организаций и семьи. Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой - силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами.

Одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических и традиционных способах управления конфликтами, направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения, профилактику правонарушений несовершеннолетних, включение семейного и более широкого социального окружения ребенка к решению его возможных проблем, формирование в подростковых сообществах лидеров, несущих позитивные ценности; а также активном применении форм групповой работы с родительскими и детскими сообществами; профилактику и разрешение этноконфессиональных и межкультурных конфликтов в детской и подростковой среде.

В реализации воспитательной стратегии в современном обществе большую роль имеет внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство ,предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которое может быть выражено в широком информировании педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательном процессе; внедрении восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава; использовании ресурса школьных служб примирения/служб школьной медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации).

Одной из применяемых в службах примирения восстановительных программ для решения конфликтов с большим числом участников является программа «круг сообщества» («круги поддержки сообщества»). За последнее время круги сообщества приобрели большую популярность в нашей стране. Согласно мониторингу Ассоциации восстановительной медиации в год в России проводится несколько сотен кругов сообщества.

Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления пострадавшего (когда не требуется решение), по ситуациям правонарушения несовершеннолетних и пр. В круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.

Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. Круги заключаются не в представлении или указывании на «правильное» или «неправильное». Их роль не в том, чтобы выдать «нужный ответ» и уж точно не заставить других принять нашу точку зрения. Их цель даже не заставить человека измениться. Все вышесказанное – это методы манипулирования ситуацией, чтобы задействовать контроль для ее изменения. Напротив, «круги стремятся дойти до сути нашего существования, исследуя наши сердца, душу и наше представление о правде, и вновь открыть наши жизненные ценности, которые помогают нам понять, какими мы хотим быть».

Первая фаза круга: создание основы для диалога.

На первой фазе круга участники представляются. Важно чтобы все находились в кругу, наблюдатели «за кругом» не допускаются. Иногда проводится подготовленная хранителем с волонтерами церемония начала круга, помогающая участникам настроиться на серьезный разговор и открытую коммуникацию. Хранитель объясняет цели и смысл Круга, а также предлагает выбрать символ слова, то есть предмет, который будет обозначать говорящего. Символ слова всегда передается по часовой стрелке, чтобы исключить споры и перепалки между участниками и дать каждому возможность и время обдумать произошедшее и высказать свое мнение.

Затем ведущий просит каждого из участников по очереди поделиться историей из своей жизни, впрямую не связанной с темой обсуждения, но помогающей актуализировать важные смыслы и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. Тему для этого раунда обсуждений формулируют Хранитель и волонтеры на этапе подготовки к кругу, и она уникальна для каждого круга. Например: «Расскажи о том человеке, который помог тебе справиться со сложной жизненной проблемой и чему это тебя научило?» .Хранитель начинает первым, чтобы было понятно, что это именно реальная история (а не краткий ответ на вопрос). Истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передается дальше. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно символ слова передают во второй раз, чтобы все желающие могли поделиться своей историей или откликнутся на рассказанные другими истории. Как правило, результатом этого раунда становится изменение отношения в круге: люди начинают относиться друг к другу более человечно, а не только как к противоборствующим в конфликте сторонам или ролям педагог-ученик.

Вторая фаза круга: обсуждение проблемной ситуации.

На второй фазе Хранитель предлагает всем участникам сказать свое отношение к ситуации, и к каким последствиям для них она привела. На этом этапе важно чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы «все голоса были услышаны» - а не только мнения лидеров и взрослых. Часто оказывается, что после этого обсуждения проясняется много важных подробностей случившегося, которые до того не высказывались участниками. Обязанности хранителя включают принятие следующих решений: - когда и как прервать человека; - когда открыть обсуждение темы в Круге и когда закрыть ее; - когда объявить перерыв; - как использовать символ слова; - как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил. Хранитель может высказывать свое отношение к произошедшему наравне с другими участниками круга, и является активным участником круга, может вносить свои предложения и высказывать свое беспокойство по поводу обсуждаемой проблемы.

Нередко на этой фазе вспыхивают эмоции, претензии, высказываются предубеждения и оскорбления. Хранитель может перебивать говорящего только в крайних случаях, поэтому ему помогают управлять коммуникацией подготовленные волонтеры. Они специально еще в начале круга рассаживаются перед или после наиболее эмоционально настроенных участников, чтобы своими словами сглаживать их высказывания, тем самым поддерживая целостность круга и доброжелательную атмосферу. При этом волонтеры и Хранитель не должны сглаживать остроту самой проблемы и снижать ее значимость для говорящего. По ходу обсуждения может выясниться, что появились еще темы для обсуждения, без которых этот круг не сможет быть успешным. Хранителю важно понимать, какая тема и в какой формулировке в данный момент затрагивает всех. Символ слова передаётся от участника к участнику до тех пор, пока есть желающие высказаться (то есть по одному вопросу/теме может проходить несколько раундов). Когда тема себя исчерпала, можно переходить к следующей. Хранитель круга формулирует следующую тему, отзываясь на наиболее волнующий всех вопрос. Может показаться, что необходимость ждать своей очереди для высказывания усложняет коммуникацию, но, скорее, это дисциплинирует. Пока символ слова идет по кругу, желание ответить резкостью пропадает, человек успокаивается. Спокойный и предсказуемый темп круга позволяет участникам подготовиться к своему высказыванию.

Третья фаза круга: рассмотрение возможных вариантов решения.

Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных способах решения проблемы. Обычно проходит несколько раундов обсуждения. Хранителю и волонтерам важно направлять разговор на принятие ответственности за поиск выхода ситуации самим участникам круга. Если какое-то решение находится вне зоны компетенции участников обсуждения (например, зависят от администрации), тогда важно обсудить ,как участники круга будут способствовать его реализации. Когда символ слова обошел круг и вернулся к Хранителю, он может запустить еще один раунд обсуждения, подвести итог сказанного, поднять другие вопросы, о которых говорили участники, передать символ слова другому участнику для начала нового раунда круга, либо поместить символ слова в центр круга, чтобы его мог взять любой участник, который захочет высказаться.

Четвертая фаза круга: достижение взаимопонимания и договоренности.

В круге определяются пункты соглашения и последующие шаги по нормализации ситуации. Решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках круга, хранитель и волонтеры лишь способствуют нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения. В процессе круга его участникам делегируется ответственность за решение проблемной ситуации, поэтому круги способствуют формированию активного школьного сообщества. Не всегда в круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание.

 Пятая фаза круга: закрытие.

Участники обмениваются мыслями о прошедшем круге. Также проводится завершающая церемония закрытия круга, которая ставит «точку» в этом процессе.

Таким образом, в урегулировании групповых конфликтов в образовательной среде круг сообщества как инновационная педагогическая технология имеет преимущества:

- налаживает отношения;

- разрушает изолированность;

- способствует открытости диалога;

-способствует поступкам, основанным на ценностях;

- создает условия для принятия ответственности;

- содействует совершенно новому способу решения проблем;

- приносит исцеление и перемены.

     Круг позволяет участникам обратиться к своим ценностям и через них посмотреть на проблему. Обращение к ценностям – важный ресурс.

Круги сообщества– востребованная восстановительная программа для всех участников образовательного процесса, так как она снимает негативные эмоции, дает возможность каждому высказаться и быть услышанным, принять решения, которые бы всех устраивали, разделить ответственность за происходящее.

В Архангельской области круги сообщества чаще всего проводятся в образовательных организациях, в которых действуют Школьные службы примирения (ШСП). Специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда», которые в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки Архангельской области» №999 от 07.06.2017 «Об организации деятельности школьных служб примирения в образовательных организациях на территории Архангельской области» курируют ШСП, широко пропагандируют применение данного метода для решения любых проблем, встающих перед детским, родительским или педагогическим сообществом. За 2018 год специалисты отделения медиации провели 9 кругов сообщества с классными коллективами по сложным случаям, 12 обучающих семинаров «Круг сообщества» для педагогов образовательных организаций Архангельской области. По данным мониторинга за 2018 год, в 46 образовательных организациях Архангельской области проводятся круги сообщества по различным проблемам.

Примером решения проблемы класса через круг сообщества может послужить следующий случай: в 6 классе одной их школ Архангельской области возникли проблемы с дисциплиной и взаимоотношениями между одноклассниками. Ребята жаловались, что в классе никто не хочет общаться друг с другом, высмеивают поведение друг друга. Девочки из класса жаловались, что мальчики их обижают и грубо себя ведут. Классный руководитель проявляла обеспокоенность сложившейся ситуацией в классе, желала помочь ребятам наладить отношения.

Специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» предложили классному руководителю провести классный час в новой форме – круг сообщества на тему «Как сделать наш класс дружнее». В результате чего конфликтная ситуация в классе была разрешена. Класс примирился и подписал план по взаимодействию и проведению мероприятий в классе.

Родители учеников и сами обучающиеся были заранее предупреждены и проинформированы о проведении классного часа в новой форме, с ними проговорили возможные вопросы для обсуждения и основную проблему, которую должен решить класс.

В ходе проведения круга ребята увидели, как переживают их одноклассники, услышали, как им бывает сложно общаться и учиться в классе, ощутили чувства, которые испытывали одноклассники, когда над ними надсмехались или не хотели общаться.

У каждого участника круга была возможность в безопасной обстановке высказать свое мнение и спросить своих одноклассников, что для них значимо. Для учеников это было очень важно и нужно, так как в классе были сложности с общением. Для классного руководителя было неожиданно и приятно, как разумно и по-взрослому могут общаться ее ученики. На круге сообщества все участники смогли услышать друг друга и высказаться.

План класса включил в себя следующие пункты:

1. Каждый ученик уважительно относится к одноклассникам и учителям.

2. Все ученики стараются соблюдать дисциплину на уроках и на переменах.

3. Для объединения класса обучающиеся организуют проведение школьного вечера по итогам четверти и похода (было прописано конкретно кто и что будет делать и в какие сроки).

Важно, что в соответствии с принципами восстановительного подхода, решение проблемы и действия по преодолению кризисной ситуации исходили от самих участников круга.

Каждый участник взял на себя ответственность за исполнение предложенных ими самими пунктов плана. Результативность выполнения обещаний повысилась, так как дети давали обещания перед лицом всего класса. Классный руководитель так же выполнил свои пункты плана.

 

 

Список использованных источников:

Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1998. – 328 с.

 

Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.

 

Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). - М.: Проспект, 2014.

Коновалов А.Ю. Круги поддержки сообщества как форма урегулирования групповых конфликтов, НИЛ «Ювенальных технологий», МГППУ, Центр «Судебно-правовая реформа».

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р).

Кристи Н. Конфликты как собственность.//Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 1999. С. 28-45.

Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. – 240 с.

 

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. N 07-7657 «О направлении методических рекомендаций»)

 

 

Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений/Практическое руководство. Под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО "Судебно-правовая реформа", 2012.

 

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях, разработаны Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, Москва, 2015.

 

Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, разработаны ФГБУ "Федеральный институт медиации", Москва, 2015.

 

Максудов P.P. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани/под общей редакцией Н.В. Путинцевой/М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2012.

 

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.