«Особенности проведения семейных конференций

в Архангельской области»

Специалисты отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Дунаева Елена Алексеевна,

Хованская Татьяна Валерьевна

 

         Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

         Европейская Конвенция об осуществлении прав детей от 25 января 1996 г., которую Россия подписала в 2001 году, предусматривает: «В случае возникновения конфликта целесообразно, чтобы семьи пытались прийти к соглашению до вынесения вопроса на рассмотрение суда».

         Распоряжением    Правительства    Российской   Федерации    от 25 августа 2014 г. № 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни названа одним из принципов государственной семейной политики Российской Федерации.

         По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 году, 97 процентов россиян в качестве главной ценности выделяют семью, 59 процентов граждан выступают за сохранение многопоколенной семьи.

    Большая многопоколенная семья в традиционной российской семейной культуре всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников. Воспитательная стратегия в такой семье традиционно была направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также людям старшего поколения.

         Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, остается в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения.

         Не всегда семье удается самостоятельно справиться с возникающими проблемами. Нередко семьи попадают в трудную жизненную ситуацию. Многочисленные исследования не дают однозначной трактовки этого понятия. Но для специалистов ГБУ АО «Центр «Надежда» ближе всего определение Кучуб Н.А., которая предлагает делать акцент на отношении семьи к ребенку, как основному показателю ее благополучия или не благополучия. В семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, выявляются следующие проблемы ребенка: детская дезадаптация, проявляющаяся в наличии внутрисемейных конфликтов; дезорганизация детской сферы жизни; нарушения сферы прав родителей или законных представителей; личностная семейная дезорганизация; наличие девиантных привычек у членов семьи. И помощь специалистов такой семье просто необходима. Но чаще всего это формальная поддержка, в результате которой члены семьи не учатся самостоятельно справляться с возникшими трудностями. Члены семьи опускают руки, отказываются от детей, тратят пособия на алкоголь… Что же делать специалистам, к которым обращается семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации? Искать ресурсы семьи!

Ресурсы семьи – краеугольный камень, который семья самостоятельно сможет использовать при строительстве крепких, здоровых отношений в своей среде. Под ресурсностью семьи понимается комплекс потенциалов для удовлетворения потребностей каждого члена семьи: это человеческие ресурсы, адаптационный ресурс, финансово-материальные ресурсы, коммуникативно-информационные ресурсы, развитость социальных связей, чувственные ресурсы (любовь, доверие…), ресурсы физического здоровья и психологического равновесия. При активизации данных ресурсов семья самостоятельно переходит на следующий уровень функционирования и сможет самостоятельно справляться с трудностями, расширяет способность к саморегулированию и осознает свою ответственность пред обществом за проявления каждого ее члена.

Как же активизировать ресурсы семьи? У специалистов, работающих в восстановительном подходе, есть ответ на этот вопрос! Восстановительный подход предполагает использование в практической деятельности специалиста по работе с семьей и детьми таких навыков и методов, которые направлены на восстановление доверия, отношений, возмещение морального и материального вреда.

Замечательным методом являются семейные конференции, основная задача которых - принятие семьей ответственности за самостоятельную реализацию стратегии по выходу из проблемной ситуации, связанной с ребенком. При таком подходе специалисты не руководят семьей, не указывают, что и кому следует предпринять, но активизируют ресурсы всех заинтересованных лиц и предлагают свои услуги семье. А семья сама решает, есть ли необходимость воспользоваться предложенным. Естественно, такой подход требует огромной предварительной работы с семьей, ребенком и иными заинтересованными лицами.

 

         В Архангельской области с 2012 года в рамках Программы Совета Баренц-Евроарктического региона «Дети и молодежь групп риска 2008 – 2015» методу Семейные групповые конференции обучено 68 специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако к 2016 году только 3 учреждения Архангельской области: ГБУ АО «Центр «Надежда» в городе Архангельске, Центр «Гармония» в городе Новодвинске и ГБСУ Архангельской области «Каргопольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» продолжали применять данный метод на практике.

Потребность в восстановительных методах в работе с семьей в Архангельской области оставалась высокой, поэтому в 2017 году специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» разработали дополнительную образовательную программу «Семейная конференция – эффективный метод работы с семьей». Программа рассчитана на 72 часа и состоит из 3 блоков: 24 часа теория, 32 часа – самостоятельной работы слушателей (подготовка и проведение семейной конференции), 16 часов для обсуждения возникших вопросов и анализа проведенных программ. В 2018 году было обучено 12 специалистов ГБУ АО «Центр «Надежда». Все они получили документы о повышении квалификации, являются теперь независимыми ведущими семейных конференций и уже проводят работу с семьями в восстановительном подходе.

     Восстановительный подход при подготовке семейной конференции ориентирован на интересы ребенка и активизацию всех заинтересованных лиц. Нередко родители отказываются от участия в семейных конференциях из-за нарушенных детско-родительских или супружеских отношений, когда в семье нет взаимопонимания, доверия, уважения. Иногда отказываются сами дети – у них нет уверенности в собственной безопасности. Они боятся, что взрослые будут на них кричать или просто накажут. Но самое печальное, когда от семейной конференции отказываются люди, которым государство доверило воспитание детей.

Особенности проведения семейных конференций в Архангельской области заключаются в следующем. Прежде всего – семейная конференция собирается ради ребенка и по проблеме ребенка. Ребенок – центральная фигура программы. У него спрашивают: кого приглашать на встречу, какие вопросы его волнуют, даже, что будет стоять на столе из угощений. Вторая особенность – мы работаем по заявлению семьи. Если специалист видит ресурс семьи – он предлагает семье обсудить возможность участия в программе и обратиться к независимому ведущему. Специалист не инициирует программу самостоятельно. Третья особенность – семья сама решает, кого из специалистов она желает видеть на семейной конференции, специалисты только проясняют для семьи проблему и предлагают свою помощь. Четвертая особенность – специалисты не присутствуют на 2 этапе семейной конференции – личном времени семьи. Семья самостоятельно разрабатывает план, для этого с каждым участником проводится большая предварительная работа. Участник семейной конференции приходит на программу с ответом на вопрос: «А что именно я могу сделать для изменения ситуации», и от этого зависит успех семейной встречи.