Шкрябина Ольга Николаевна,

педагог-психолог отделения

сопровождения несовершеннолетних

в кризисной ситуации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

         Роль педагога в профилактике суицидального поведения

Образовательное учреждение — это та среда, в которой несовершеннолетний проводит значительную часть своего суточного времени, это место, где у взрослых действительно существует возможность наблюдения за его эмоциональным состоянием и, при необходимости, оказания помощи. Несмотря на развитие во многих учреждениях образования служб психологической и социально-педагогической помощи, проблема раннего выявления и своевременного реагирования на кризисную ситуацию ребенка остается актуальной. Это во многом объясняется тем, что психологи и социальные педагоги в единственном лице при огромном количестве обучающихсяфизически не могут отследить настроение каждого ребенка. А ведь именно суицидальная активность требует тщательного и динамичного наблюдения, так как по своим особенностям проявления далеко не всегда может быть замечена на ранних сроках формирования и имеет тенденцию к развитиюболее устойчивых форм.

            Однажды мне привелось выехать по уведомлению в одну из школ, где несовершеннолетний в плановой беседе с социальным педагогом заявил о нежелании жить. Спустя некоторое время классный руководитель в доверительной беседе рассказал данному педагогу, что учащийся уже давно, в течение полугода, рисует на последнем листе в тетрадях кресты, черепа и другую символику смерти. Это тот случай, когда педагог, может быть, в силу недостаточной компетентности в вопросе раннего выявления суицидального поведения, а может, по каким-то другим причинам, вовремя не отреагировал на состояние ребенка, оставив школьника наедине с кризисом. Заметить и уведомить психологическую службу, а в ситуации отсутствия штатного психолога, оказать помощь ребенку – одна из приоритетных задач любого педагога, работающего в образовательной организации. Ведь именно вовремя выявленная кризисная ситуация - залог оказания своевременной помощи ребенку.

            Далеко не все педагоги компетентны в вопросе проявления депрессивного состояния ребенка. Неопрятный внешний вид, засыпание на уроках, низкая концентрация внимания, резкое ухудшение успеваемости, снижение аппетита, «уход в себя», характерные для ученика в депрессии, трактуются ими как «безалаберное отношение к процессу обучения». Такие дети вместо помощи могут получить замечание при всем классе по поводу неопрятности, либо, что еще пагубнее для психики ребенка, услышать публичную оценку его личности. Такой педагогический подход может лишь усугубить его состояние и повысить суицидальный риск. Поговорить наедине, проявить собственную обеспокоенность настроением ребенка в доброжелательном, доверительном тоне, оценить сложившуюся ситуацию для дальнейших правильных действий по оказанию комплексной помощи ребенку, будет являться первым и уже верным этапом выхода на решение проблемы несовершеннолетнего. В ситуации, когда ребенок действительно проговаривает нежелание жить или пишет об этом, педагогу не следует ограничиваться только собственными ресурсами, уведомление администрации учреждения поможет построить правильные, законодательно закрепленные меры реагирования. Неотъемлемым в сложившейся ситуации будет информирование законных представителей о состоянии ребенка, получения согласия на оказание ему комплексной помощи для возможности подключения к ситуации специалистов, обученных по проблеме суицида. Практика показывает, что далеко не все муниципальные образования имеют на своей территории таких квалифицированных кадров. Но будет ошибочным считать, что педагогу без специального обучения нельзя помочь ребенку, и откровенный разговор на данную тему может спровоцировать последнего к реальным суицидальным действиям. Сам ребенок в подобной ситуации ждет диалога и желает быть кем-то услышанным.

            Ситуация, когда суицидальный риск оправдан, требует от всех педагогов, особенно классных руководителей, выполнения ряда рекомендаций. К общим рекомендациям можно отнести:

- отслеживание настроения несовершеннолетнего, особенностей поведения (моменты общения с одноклассниками, готовность к занятиям, активность, поведение на переменах, включая манеру одеваться, особое внимание обращать на руки, зрачки). При выявленных признаках сниженного настроения, безучастия, отрешенности, уходов на переменах сообщать психологу для возможности оказания экстренной психологической помощи;

- организация досуга несовершеннолетнего, исходя из имеющихся у него способностей (пример: ребенок хорошо поет, но нигде не участвует, рисует или рисовал, но прекратил посещение художественного кружка и т.д.);

- особое внимание педагогу в общении с ребенком следует уделить планированию будущего, вместе, исходя из способностей и возможностей, задавать возможные перспективы (пример: «Василий, через три месяца у меня в планах сделать совместное мероприятие для учащихся и родителей по нашему предмету, мне понадобится твоя помощь», и т.п.);

- в беседах лучше использовать формулировки, подчеркивающие участие, доброжелательность. (Пример: «Коля, ты вчера присутствовал на школьном вечере (любое мероприятие)? Что тебе особенно понравилось?» и т.п.); Неравнодушное отношение взрослых к личности ребенка создадут дополнительный ресурс, на который он сможет положиться, чтобы преодолеть трудности.

- необходимо чаще хвалить подростка за небольшие успехи при классе, найти способность, которую можно отметить при всех. Отрицательную критику стараться высказывать наедине.

            В данных рекомендациях не присутствует чего-то частного, педагог помогает ребенку с суицидальным риском закрепить его ресурсы, заложить положительные перспективы на будущее, и тем самым, преодолеть кризис.

            В каждом конкретном случае существует фактор или ряд факторов, приводящих к подобному поведению. Если у ребенка трудности в общении с одноклассниками, то интерактивный подход к построению педагогом своего занятия может помочь ему выстроить диалог, научиться взаимодействовать. Работа в мини-группах, парах, командная работа, различные дебаты, дискуссии – это исключительная среда для выхода на новый уровень общения.

            Большое значение педагог имеет и в первичной профилактике суицидального поведения, помогая детям укрепить веру в свои способности и свои лучшие качества. Вовремя замеченные внутренние ресурсы учащегося и способствование их развитию создадут прочную систему противостояния внешним стрессовым факторам. Никакой сложности для педагога не составит лишний раз похвалить ребенка при классном коллективе или на родительском собрании отметить его заслуги, даже если, на первый взгляд, они незначительны.

            Как показывает практика работы с подростками, имеющими суицидальный риск, причина развития подобного отклонения в поведении часто скрыта в сложных семейных взаимоотношениях, сопровождающихся конфликтами, эмоциональным отвержением, дефицитом любви. Такие дети искренне нуждаются в комфортной, принимающей его среде. Создание безопасной, дружной атмосферы в классе поможетребенку при нарастающих семейных проблемах получить тот необходимый доброжелательный климат, в котором развитие суицидальной активности может не наступить. И это непременная задача каждого педагога - построить свой урок или воспитательное мероприятие таким образом, чтобы любые риски возникновения конфликтных ситуаций в классном коллективе, различных форм травли, непринятия ребенка, полностью отсутствовали.

            На любых этапах профилактики самое главное для педагога – не оставаться равнодушным. Каждому взрослому участнику образовательного процесса необходимо внутреннее осознание себя как активного субъекта профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на территории образовательной организации.