Развитие коммуникативных навыков у ребёнка.

Чупрова К.И. – педагог-психолог,

Афанасьева В.А. – социальный педагог ГБУ АО «Центр «Надежда».

            Все мы знаем, что ребёнок хорошо запоминает и впитывает информацию с детства, поэтому взрослым стоит прилагать все усилия на развитие полезных навыков детей. Наиболее важным навыком для развития является умение общаться с людьми, грамотно формулировать и доносить свои мысли, выражать свои чувства и эмоции. Всё это успешно помогает ребёнку социализироваться в обществе и быть в будущем успешным.

            Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно совершенствовать в процессе жизни при помощи различных методик, упражнений и практических занятий.

            7 советов, которые способствуют повышению коммуникативных навыков у ребёнка:

            - Учитывать мнение ребёнка. Результатом эффективного общения является умение размышлять о переживаемых чувствах и эмоциях. Поэтому важно учитывать и принимать интересы и мнение своего ребенка, прислушиваться к ним при взвешивании ежедневных решений. Например: «Как ты думаешь, этот подарок понравится бабушке?», - или посложнее: «Как считаешь, куда нам лучше поехать в отпуск?». При этом очень важно научить ребёнка взвешивать «за» и «против».

            - Общение со своим ребёнком. Старайтесь с детства приучать ребёнка общаться в форме диалога, придумывая интересные темы, задавая больше открытых вопросов, поощряя длинные высказывания и размышления. Очень важно, когда ребёнок понимает, что собеседник искренне интересуется происходящими с ним моментами жизни.

            - Спрашивайте ребёнка о том, как прошел его день. Поддерживайте его в моменты, когда он хочет поделиться о том, что произошло с ним за день. При общении лучше использовать открытые вопросы. Например: «Что тебя порадовало/не порадовало за день?». Это поможет ему анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

            - Дополняйте ваш диалог. Возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребёнка. Когда ребёнок демонстрирует свои рисунки и поделки, старайтесь проявлять искреннюю заинтересованность, похвалите ребёнка и скажите ему: «Похоже, что ты очень постарался и проявил терпении. Что бы ты хотел сделать в следующий раз?».

            - Язык тела. Значительная часть информации во время беседы передается при помощи языка тела. Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной». Как вариант, можете попросить ребёнка изобразить сильную эмоцию (злость, обиду, радость) при помощи мимики и жестов.

            - Совместное чтение. С помощью совместного чтения, чтения по ролям, ребёнок вживается в роль персонажа, за счет чего может лучше понять сюжет, персонажа и используемые слова в рассказе.

            - Одобряйте ведение дневника. Записи в дневники о повседневных событиях, переживаемых чувствах и эмоциях способствует формированию собственных мыслей. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Примеры упражнений и игр для детей на развитие коммуникативных навыков.

            1. Угадывание эмоций.

            Подготовьте сказку с эмоциональным содержанием, где герои переживают сильные эмоции. Во время прочтения делайте паузы и задавайте подобные вопросы:

- Почему этот герой рассердился?

- Что чувствует сейчас этот и герой? И почему он так поступил?

            Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе.

2. Закончи историю.

            Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

            3. Что происходит на картинке?

            Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

            Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

            4. Избавление от слов-паразитов.

            Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его», «короче» и прочие, стоит обратить внимание на эту проблему, пока она не вошла в ежедневную привычку. Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие поощрения, если у него будет получаться. Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от слов-паразитов.