Откуда возникает тревога

у родителей будущих первоклассников?

 

      До начала учебного года остался месяц, и во многих семьях дети готовятся пойти в первый класс. Возможно, родители в этот момент замечают за собой возрастание тревоги. Что же это за состояние? Оно неприятное, какое-то неопределенное, бродящее по телу, способствующее напряжению. И действительно, психологическое определение тревоги — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием опасности, при чем реальной угрозы нет. Чаще всего речь идет об угрозе представлению о себе или своему положению в обществе.

     Что же может скрываться за тревогой, связанной с поступлением ребенка в первый класс?

     Во-первых, нахлынувшие на родителя собственные школьные воспоминания и связанные с ними чувства и эмоции. Не все из них были радужными, и многие напрямую влияли на представление о себе. Была ли в тех воспоминания родительская поддержка? Ведь на самом деле, для того чтобы успешно пройти этап адаптации в начальной школе очень важны вера родителей в своего ребенка и поддержка при возникновении трудностей.

       Во-вторых, переживания по поводу того, как ребенок справится с новыми задачами: как он один будет ходить в школу и даже как потащит сам рюкзак, какого ему будет с новыми ребятами и сложатся ли отношения с учительницей, как он будет преодолевать трудности в учебе и т.д. Справиться с такими мыслями помогает разрешение себе и ребенку делать «ошибки», получать опыт. Также ответы на многие из этих вопросов есть в книге Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы». В ней много говориться о постепенной передачи ответственности ребенку.

       В-третьих, вовлечение без собственного желания в ситуацию постоянного сравнения, до сих пор используемую как мотивационную в нашей школе. И именно в этих ситуациях возникает тревога, связанная со своим положением в обществе. Потому что часто оказывается, что к первому классу мама или папа еще не отделились от ребенка и свою успешность как родителя, а бывает и как человека, напрямую связывает с успешностью ребенка в школе (его оценками, поведением, принятием в классе). А ребенку в данной ситуации необходим адекватный взрослый, способный донести мысль, что все дети разные и быть первым не самое главное.

       Таким образом, понимание того, какие мысли и воспоминания провоцируют тревогу, дает возможность ей управлять. Чем увереннее и спокойнее чувствует родитель себя в период адаптации ребенка в школе, тем и ребенку будет легче усвоить новые правила и влиться в коллектив. Если же самостоятельно не получается справиться с тревогой, можете обратиться к психологу за помощью в наш Центр.

 

Автор: педагог-психолог Колмогорова Д.С.