О.Н. Шкрябина, О.В. Клюшова, Т.В.Хованская

педагоги-психологи отделения медиации

 

Особенности проведения программ примирения по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних против собственности

 

Преступления несовершеннолетних – это очень значимая проблема в обществе. Дети в подростковом возрасте подвержены влияниям окружающих, именно поэтому они совершают преступления ради забавы, развлечения, а также экономических трудностей. Большинство таких преступлений несовершеннолетние совершают не в одиночку, а в соучастии, в основном группой лиц, что является особенностью психологии подростков. Был установлен один очень интересный факт: чем раньше несовершеннолетний совершил преступление, тем выше вероятность нового.

В практике проведения программ примирения по уголовным делам в отношении несовершеннолетних довольно часто приходится сталкиваться с преступлениями против собственности. Совершая кражу, подросток имеет собственный образ будущего похищаемого имущества, о чем рассказывает при участии в программе «Восстановительная медиация» в ходе предварительной встречи: «взял, чтобы продать…»; «очень хотелось себе такую вещь, давно мечтал, думал, буду пользоваться…», а иногда даже «так все брали, ну, а я что, подумают еще, что я - слабак, вообще я её выкинул сразу после дела…».

Многие несовершеннолетние на момент совершения преступления понимают, что совершают противоправный поступок, за который могут быть наказаны, однако очень часто оценка подростка бывает не совсем адекватной в связи с отсутствием жизненного опыта, а предвидение последствий неправильным. Так же мало кто из несовершеннолетних задумывается, какую значимость, ценность, а может быть, и необходимость, представляет украденное имущество для его собственника. И это довольно важный аспект, как в вопросе собственной внутренней оценки подростком причиненного им вреда, так и осмысленности его заглаживания.

Можно вернуть вещь, попросить прощения, которое формально будет принято пострадавшей стороной, но принесет ли данная ситуация подростку осознание, переоценку, необходимую для предупреждения повторного совершения преступления. Пройдет ли эта ситуация через призму собственных чувств несовершеннолетнего, без проведения программы примирения, с большой вероятностью, ответ будет отрицательным.

Отношение потерпевшего к украденному имуществу, история его приобретения, личная значимость, особая ценность – моменты, на которые медиатору стоит обратить внимание несовершеннолетнего правонарушителя в ходе проведения программы примирения по уголовным или административным делам, связанным с кражей собственности.

Пример положительного результата акцентирования внимания медиатором на значимость украденного имущества для потерпевшего в ходе программы примирения можно привести в случае с несовершеннолетним Ж. 16 лет, который по предварительному сговору со своим другом Б. 13 лет, тайно похитили портативную аудиосистему «Supra» у пожилой женщины 73 лет.

В 2019 году в отделение медиации ГБУ АО Центр «Надежда» поступила заявка из Соломбальского районного суда г. Архангельска по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего Ж. по вышеуказанной ситуации (ст.158 ч.2 п. «а» УК РФ). Несовершеннолетний обвиняемый и его законный представитель, а также потерпевшая сторона дали свое согласие на участие в программе примирения.

На предварительной встрече несовершеннолетний Ж. описал сложившуюся ситуацию: «Мы с моим другом гуляли во дворе. Увидели на скамейке одинокую пожилую женщину, которая слушала музыку на музыкальной колонке. Мне очень захотелось такую вещь, чтобы слушать музыку, но мама мне всегда отказывала в покупке, сколько я ее не просил. Мама всегда говорит мне, что у неё не хватает денег на такие вещи. Мы договорились с другом, что я буду отвлекать женщину, а он заберет в это время колонку. Ну… Мы так и сделали. Это было не сложно, так как у женщины была проблема со зрением. Она очень плохо видела».

На вопрос о последующих событиях несовершеннолетний Ж. пояснил, что забрал колонку себе, первый день был очень рад, что он обладает этой вещью. Слушал музыку с удовольствием, но уже на второй день Ж. стал испытывать неприятные чувства, стало плохо на душе, страшно, начала мучить совесть.

Музыкальную колонку в короткий срок нашли правоохранительные органы, и несовершеннолетний Ж. сразу признался, что её присвоил. Подросток испытывал потребность принести извинения за содеянное, как-то загладить причиненный вред, однако чувство стыда не давало ему этого сделать до момента встречи с потерпевшей на программе примирения.

Потерпевшая Ш. на предварительной встрече пояснила, что музыкальная колонка представляла для нее особую значимость, так как была подарена дочерью на день рождения. Пенсионерка плохо видела и предпочитала просмотр телевизора, прослушиванию радиопередач, которые занимали большое количество свободного времени, предпочитая выходить на улицу в летнее время, садиться на скамейку и включать подаренную ей колонку. Это был для неё основной источник информации и развлечения, посредством которого она ежедневно поддерживала связь с окружающим миром, так как проживала одна и уже давно являлась инвалидом по зрению.

Пострадавшая Ш. после случившегося испытала негодование, обиду, в голове не укладывалось, как так можно было поступить. «Вы знаете, такое было ощущение, что забрали не какую-то вещь, а нечто живое, что так помогало мне справляться с одиночеством, как питомца…». В моменты этих откровений голос потерпевшей дрожал, было видно, что она действительно испытала сильнейший стресс от лишения дорогой ей вещи.

На встрече со своим обидчиком и его законным представителем, матерью Ж. потерпевшая Ш., отвечая на вопросы медиатора, подробно остановилась на случившемся, рассказала об испытанных ею переживаниях. В ходе её повествования несовершеннолетний Ж. краснел, опустил глаза, прятал руки под стол, за которым сидели все участники процесса. Было видно, что подросток переживает в этот момент сильные чувства, связанные со стыдом. Только теперь уже совсем иным, подтвержденным знаниями об истории украденной вещи и её значимости для потерпевшей стороны.

В завершении своего повествования потерпевшая Ш. выразила беспокойство за дальнейшую судьбу несовершеннолетнего: «Что же с ним будет, если уже сейчас он смог так обмануть пожилого человека, какой дорогой он пойдет?». Встреча с обидчиком дала возможность Ш. поделиться своими мыслями и чувствами, донести до подростка не только свои переживания, связанные с похищением имущества и его особой ценностью, но и проговорить опасения за дальнейшую судьбу своего обидчика. Потерпевшая Ш. на встрече сторон увидела в несовершеннолетнем ребенка, преступившего черту, выслушала его рассказ.

Потерпевшей Ш. стало очень приятно от того, что несовершеннолетний Ж. сам проявил искреннее желание принести извинения, загладить причиненный вред, испытывал чувство стыда за содеянное. Пенсионерка призналась, что почувствовала облегчение после восстановительной программы и готова принять извинения несовершеннолетнего Ж.

Законный представитель Ж. (мать), когда ей позвонили из полиции и рассказали о случившемся, была потрясена поступком сына, испытала чувства негодования, злости, стыда и обиды за то, что он сделал с пожилым человеком. На момент встречи мать Ж. испытывала страх за будущее сына, за то, что «…у него теперь «испорченная репутация», «пятно на всю жизнь». Мать Ж. выразила желание совместно с несовершеннолетним принести извинения за его действия. Она сообщила на предварительной встрече, что вероятно, она где-то не доглядела, а может плохо воспитала.

Потерпевшая Ш. была спокойна, доброжелательна к обвиняемому Ж. и его законному представителю. Похвалила подростка за смелое решение принести извинение, загладить причиненный вред. На слова извинения Ш. сообщила, что принимает их, материальных претензий к обидчику не имеет (музыкальная колонка была ей возвращена правоохранительными органами), в какой-либо помощи со стороны подростка не нуждается. Стороны подписали примирительный договор. Несовершеннолетний Ж. признался, что не предполагал, насколько дорога была данная вещь пострадавшей Ш., не задумывался об этом до момента встречи сторон и это очень важная для него информация.

На вопрос «Что сделать, чтобы подобная ситуация не повторилась в жизни?», несовершеннолетний Ж. озвучил такие выводы:

- не брать чужого;

- устроиться на подработку: «вещи, которые мне нравятся, покупать на собственные деньги»;

- думать о последствиях;

- лучше учиться;

- не общаться с плохими ребятами.

Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего Ж. прекращено Соломбальским районным судом по ст. 25 УПК РФ за примирением сторон.

В случае невозможности проведения встречи сторон, участникам конфликта медиатор предлагает принять участие в челночной медиации. Например, 2020 году в отделение медиации ГБУ АО Центр «Надежда» поступила заявка из ПДН ОП № 5 УМВД России по городу Архангельску по отказному материалу в отношении несовершеннолетнего Е. (ст.158 ч.2 УК РФ). Несовершеннолетний обвиняемый украл у потерпевшей стороны мобильный телефон.

Участники конфликта согласились принять участие в программе примирения, однако потерпевшая сторона, в связи занятости на работе, не могла присутствовать лично.

Несовершеннолетнему обвиняемому была предложена челночная восстановительная медиация, при которой очная встреча проводилась только с несовершеннолетним обвиняемым и его законным представителем, с потерпевшей стороной медиатор провел телефонный переговоры.

На предварительной встрече несовершеннолетнему Е. было предложено написать потерпевшему письмо. В письме Е. выразил свои сожаления, рассказывал о мотивах совершенного проступка, принес извинения о содеянном потерпевшему. Письмо получилось очень трогательным и честным. Медиатор по телефону зачитал письмо от несовершеннолетнего Е., извинения потерпевшей стороной были приняты.

Подобных случаев за практику проведения программ примирения можно привести большое количество. Вспоминается случай с «биноклем прадеда, который был капитаном корабля, и бинокль остался в память о предках», «денежными средствами, накопленными на лечение», «кроссовками, купленными в подарок ребенку», «накопленными деньгами на подарок любимой маме, которые ребенок заработал своим трудом». Во всех проведенных восстановительных программах, завершенных подписанием примирительного договора, обратная связь от несовершеннолетних была примерно одинакова, и мало чем отличалась от реакции обвиняемых Ж. или Е.

Приобретение новых навыков решения проблемной ситуации, возможность выслушать обе стороны конфликта, проговорить мысли и чувства участников и саму важность для потерпевшей стороны украденного имущества, помогают несовершеннолетнему правонарушителю/ обвиняемому прочувствовать тот уровень воссоединяющего стыда, который задает новые, положительные перспективы в сознании подростка: «я не повторю подобный поступок, так как вещи могут представлять для человека особую ценность»; «я буду думать в будущем о нашей встрече, когда передо мной встанет выбор брать или не брать чужое».