Мониторинг деятельности школьных служб примирения в Архангельской области за 2020 год.

Подготовили:

педагоги-психологи отделения медиации

Герасимова Д.Е., Клюшова О.В.

 

В мониторинге 2020 года приняли участие 142 организации Архангельской области, из них 141 – образовательная организация (в 2019 г. – 116). Еще одна служба примирения, где проводится работа по решению конфликтов в детской среде с применением восстановительных технологий - ГБУ АО «Цигломенский детский дом».

Во Всероссийский мониторинг деятельности ШСП включены 80 нормально работающих организаций, в которых в соответствии с правилами Центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва, проведено не менее 4 восстановительных программ за календарный год (в 2019 г.- 63). Увеличение количества нормально работающих школьных служб примирения в Архангельской области в 2020 году связано с повышением компетенции педагогов в применении восстановительных программ, создании команд единомышленников в образовательных организациях, активном применении восстановительных технологий не только при решении конфликтных ситуаций, но и в профилактической, и воспитательной работе.

В состав ШСП входят педагоги-психологи, социальные педагоги, представители администрации, учителя-предметники, учителя начальных классов. По состоянию на 01 января 2021 г. восстановительной медиации обучено 342 специалиста из 160 образовательных организаций 25 муниципальных образований Архангельской области, из них 241 - силами ГБУ АО Центр «Надежда».

По данным мониторинга в 2020 году в состав ШСП входят 174 специалиста прошедших обучение и 119 участников ШСП придерживающихся принципов восстановительного подхода, но не прошедших обучение.

К деятельности ШСП в 2020 г. привлечено 65 обучающихся (в 2019 г. – 72). Большинство детей – волонтеров уже принимают участие в проведении восстановительных программ, разделяют принципы восстановительного подхода.

В ШСП поступило 765 заявок (в 2019 г. – 671) на проведение программ примирения. Из них 471 (62 %) - обращения из образовательной организации, 162 (21 %) - от самих участников конфликтов, 123 (16 %) - от сотрудников ПДН и КДН и ЗП, 9 (1%) заявок поступило от законных представителей несовершеннолетних обучающихся. Следует отметить, что в 2020 г. продолжается увеличение количества заявок, поступивших от сотрудников образовательных организаций и самих участников конфликтных ситуаций, а так же от законных представителей несовершеннолетних, что свидетельствует об информированности участников образовательного процесса о деятельности ШСП в их организации, доверительном отношении и желании решать конфликты в восстановительном подходе.

Всего ШСП завершено 702 программы (в 2019 г. – 582): медиации проведены по 358 (51 %) случаям, при разрешении конфликтов с большим количеством участников используется технология «Круги сообщества» - 182 (26 %), «Профилактические восстановительные программы» составили 162 (23 %).

Возросло с 3894 до 4033 (в сравнении с данными мониторинга за 2019 г.) число участников восстановительных программ в связи с активным использованием восстановительных технологий в образовательной среде.

В течение 2020 г. специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» продолжили работу над созданием сети ШСП в Архангельской области. Специалистами отделения медиации осуществлен выезд в МО «Холмогорский муниципальный район» с целью заинтересовать руководителей и педагогов в создании ШСП. Участники семинаров отметили актуальность создания ШСП в образовательных организациях, эффективность разрешения конфликтных ситуаций посредством восстановительных технологий.

В связи с введением на территории Архангельской области мер по защите населения от распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV), а также во исполнение Указа Губернатора Архангельской области от 10.05.2020 № 67-у, запланированные выездные мероприятия были заменены на информационно-методическое сопровождение ШСП в онлайн-режиме (МО «Лешуконский муниципальный район», МО «Ленский муниципальный район», МО «Вилегодский муниципальный район»).

Для улучшения взаимодействия ШСП и КДН и ЗП г. Архангельска были проведены круглые столы в администрации трех территориальных округов на тему «Взаимодействие территориальной и школьных служб примирения, школьных уполномоченных по правам ребенка в работе по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, соблюдению прав обучающихся с использованием технологий восстановительной медиации». По итогам круглых столов отделением медиации был разработан и реализован совместный с ТКДН и ЗП г. Архангельска проект «Супервизия школьных служб примирения образовательных организаций г. Архангельска».

Специалисты отделения медиации провели семинары для специалистов школьных служб примирения:

 - «Всероссийский мониторинг служб примирения. Анализ. Рекомендации» в режиме видео-конференц-связи посредством Цифрового образовательного кольца;

 - Ежегодный областной семинар специалистов, работающих в школьных службах примирения, «Школьные службы примирения: неформальный подход» в режиме видео-конференц-связи посредством Цифрового образовательного кольца;

 - Проведены обучающие семинары «Круг сообщества» для педагогов образовательных организаций г. Архангельска и г. Северодвинска.

 - Завершен конкурс школьных служб примирения Архангельской области «Лучшая ШСП Архангельской области 2019-2020 учебного года!». Цель конкурса обобщение положительного опыта деятельности школьных служб примирения и распространение восстановительных технологий в образовательных организациях Архангельской области.

В 2020 учебном году на базе МБОУ «СШ № 55» г. Архангельска завершилось обучение детей-волонтеров ШСП в количестве 18 обучающихся 8 классов. Специалисты отделения медиации ежемесячно проводили обучающие занятия, проверяли выполнение домашнего задания, предоставляли методические материалы, в том числе дистанционно.

Специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» при поддержке Министерства образования Архангельской области и ТКДН и ЗП г. Архангельска организовали областной Конкурс команд волонтеров школьных служб примирения образовательных организаций Архангельской области «Давайте жить дружно!». Итоги конкурса будут подведены в 2021 году.

На постоянной основе специалисты отделения медиации отвечали на поступающие запросы администрации, педагогов всех заинтересованных образовательных организаций и специалистов управления образования Архангельской области с целью стимулирования создания и развития ШСП.

Данные анкет для директоров образовательных организаций показали, что абсолютное большинство положительно относится к созданию и деятельности ШСП (98 %) в собственной школе. Лишь два участника анкетирования ответили «нет». Значимая часть директоров образовательных организаций        признают важность ШСП, как структуры, позволяющей эффективно и конструктивно разрешать конфликты в стенах образовательной организации, не привлекая другие организации. Деятельность ШСП является эффективным способом профилактики конфликтов в школе и улучшает психологический климат между всеми участниками образовательного процесса.

Руководители образовательных организаций солидарны во мнении, что необходимо обучать детей-волонтеров и включать их в ШСП, продолжать информировать участников образовательного процесса о деятельности ШСП в школе, повышать компетентность педагогов придерживающихся в своей работе восстановительных принципов.

Анкеты кураторов позволяют сделать вывод, что ШСП является ресурсом для образовательной организации: в улучшении психологического климата в школе, в формировании доверительных отношений, в снижении конфликтности и агрессивности между участниками образовательного процесса.

ШСП помогает педагогам в формировании сплоченного детского коллектива, в разрешении проблем буллинга и травли в классе. Педагоги получают конструктивный опыт выхода из сложных конфликтных ситуаций, видят в каждом обучающемся уникальную личность.

ШСП облегчает работу администрации образовательной организации, предоставляет возможность конструктивного разрешения конфликтов на уровне школы, в большинстве случаев, без вмешательства директора.

Медиаторам - ровесникам работа в ШСП дает ценный жизненный опыт при оказании помощи в разрешении конфликтов, обучает ненасильственному общению, расширяет кругозор, формирует чувство собственной значимости в реализации важного для общества дела. По их мнению деятельность ШСП в школе способствует снижению количества конфликтов, улучшает психологический климат, создает доверительную и безопасную обстановку, уменьшает количество взаимных обид и недопонимания

Школьные службы примирения становятся ресурсом для образовательных организаций при решении проблемных ситуаций. Деятельность ШСП формирует безопасную, благоприятную психологическую атмосферу для всех участников образовательного процесса. Создание на территории образовательной организации ШСП дает возможность урегулировать конфликты в рамках школы, без привлечения иных органов и учреждений системы профилактики. Если конфликтная ситуация выходит за пределы школы - ШСП являются мощным ресурсом в проведении программ примирения по административным правонарушениям, взаимодействию с ТСП.

Деятельность ШСП помогает классным руководителям в воспитательной работе: детское самоуправление, сплочение коллектива, профилактика буллинга в классе. Педагоги, применяя восстановительные технологии, конструктивно решают конфликтные ситуации, видят в каждом обучающемся личность.

Большинство детей – волонтеров ШСП только начинают свою деятельность в качестве посредника, но уже отмечают особую важность данной работы, видят свою значимость как помощников при решении конфликтов в школе и создании благоприятной, доброжелательной, доверительной психологической атмосферы, располагающей к взаимопониманию между всеми участниками образовательного процесса.

В настоящее время в Архангельской области сформирована и успешно действует трехуровневая система урегулирования конфликтных и криминальных ситуаций с участием детей: созданы и активно функционируют ШСП, участвующие в разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений, в том числе в рамках дел
об административных правонарушениях; функционируют 12 территориальных служб примирения, участвующих в разрешении конфликтных ситуаций в рамках уголовных дел о преступлениях подростков, дел об административных правонарушениях и общественно-опасных деяниях несовершеннолетних (при отсутствии ШСП), дел о насилии над детьми в семье; проводятся программы примирения с осужденными подростками в Архангельской воспитательной колонии. ШСП стоят на первом рубеже противоправного поведения несовершеннолетних.