Описание восстановительных программ специалистами школьных служб примирения

Педагоги-психологи отделения медиации

Клюшова О.В., Шкрябина О.Н.

С 2015 года Архангельская область принимает участие во Всероссийском мониторинге деятельности служб примирения, проводимого Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. Особенностью Всероссийского мониторинга является то, что кроме количественного, необходимо представить и качественный анализ своей работы, цель которого проанализировать практическую реализацию восстановительных принципов в реальных ситуациях школьных конфликтов.

Примеры описания:

Восстановительная медиация по конфликту между обучающимися

1. Краткое описание ситуации: учащиеся 5 класса З. и П. допускали в адрес друг друга словесные оскорбления, которые касались и их мам.

2. Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы (рассмотрение на педсовете, рассмотрение в КДН и ЗП, судебное дело, прекращение дела за примирением сторон, отказ пострадавшего от подачи заявления и т.д.): нет.

3. Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа от медиации одной или обеих сторон: отказа не было.

4. В чем состоял договор (если был), был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение: договор подписан. Стороны принесли извинения друг другу за оскорбления. Дети пообещали, что при возникновении в дальнейшем ссор, недоразумений будут решать их путем переговоров.

5. Реализация принципов восстановительного подхода.

Принципы восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

Восстановление способности людей понимать друг друга

Дети научились слушать и слышать друг друга.

В чем вклад уважаемых участниками людей и близкого окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Родители не присутствовали на программе. Доверили решение конфликта самим детям.

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Обидчик принес извинения жертве.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

Извинения были приняты. В свою очередь, жертва принесла извинения обидчику.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Участники конфликта полностью осознали личную ответственность за разрешение конфликта.

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

Поддерживать доброжелательные отношения, не говорить плохого друг о друге и иных людях.

Иное

Со слов классного руководителя, программа примирения способствовала улучшению психологического климата в классном коллективе.

Восстановительная медиация по запросу КДНиЗП

1. Краткое описание ситуации: вечером, на улице в ходе ссоры, семиклассник Д. нанес удары пятикласснику М., когда тот гулял с около дома. М. получил телесные повреждения (синяк) и испытал физическую боль. Семья М. обратилась в больницу. Дело по ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои) передали на рассмотрение ТКДН и ЗП.

2. Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы (рассмотрение на педсовете, рассмотрение в КДН, судебное дело, прекращение дела за примирением сторон, отказ пострадавшего от подачи заявления и т.д.): процедура примирения была проведена по заявке ТКДН и ЗП.

3. Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа от медиации одной или обеих сторон: отказа не было.

4. В чем состоял договор (если был), был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение: договор был исполнен. Стороны примирились, договорились больше не слушать сплетен.

5. Реализация принципов восстановительного подхода.

Принципы восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

Восстановление способности людей понимать друг друга

Обидчик пояснил, что ему сказали о сплетнях, которые распространяет потерпевший. Потерпевший сплетни отрицал. Стороны услышали друг друга.

В чем вклад уважаемых участниками людей и близкого окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Родители присутствовали на программе. Они услышали другую сторону, высказали желание договориться мирным путем.

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Обидчиком были принесены извинения.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

Извинения приняты, и обиды не осталось.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Стороны желали примириться. Говорили о своих обидах и ожиданиях.

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

Мальчики договорились:

1.Больше не слушать сплетен.

2.Договариваться друг с другом мирным путем.

3.Вместе ходить на секцию.

Иное

Мальчики больше не ссорились, не дрались, подружились.

6. Обратная связь: и дети, и родители довольны примирением. В ТКДНиЗП был направлен ответ о состоявшейся программе и примирительный договор.

7. Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности и т.д.): результатом медиации стал примирительный договор и принесение извинений потерпевшему.

8. Выводы по кейсу, сделанные медиатором: хорошо, что дети примирились.

Круг сообщества

1. Краткое описание ситуации: с запросом в ШСП обратилась классный руководитель. В классе происходили частые конфликты, ссоры между детьми, оскорбления друг друга.

2. Административные и юридические последствия конфликта: нет.

3. Дальнейшие действия службы примирения: на классном часе в данном классе были разъяснены смысл, цели, правила круга, принято совместное решение провести круг сообщества. Тема круга «Что я готов сделать, чтобы мой класс стал лучше?».

4. В чем был договор, был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение: на круге каждый ребенок высказал свое предложение, как можно сделать коллектив класса лучше. Срок исполнения был определен на 3 месяца.

5. Реализация принципов восстановительного подхода.

Принципы

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

Восстановление способности людей понимать друг друга

Во время проведения первого раунда ребятами были озвучены сильные стороны класса:

дети в классе веселые, клёвые, интересно в классе общаться…

На втором раунде дети проговорили проблемы в классе:

некоторые распространяют сплетни, не умеют хранить секреты, дружат группами, не сообщают домашнее задание…

Участие уважаемых участниками людей и социального окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

На круге присутствовал классный руководитель, который подвел итоги последнего раунда.

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

 

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

 

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Дети дружно предлагали совместные мероприятия, помощь друг другу. Не боялись просить помощи. Внимательно слушали товарищей. Говорили только с символом слова в руках, хотя это было для детей самым трудным.

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

В третьем раунде ребята озвучили предложения по улучшению ситуации в классе:

Провести соревнования в классе;

Принять участие в соревнованиях в школе;

Подготовить классный вечер…

6. Обратная связь: дети предложили проводить классные часы в форме круга.

7. Особенности случая: дети стали проявлять желание взаимодействовать, общаться, понимать друг друга. Снизилось число конфликтов, ссор, оскорблений. Каждый выразил готовность брать ответственность за свои поступки, проделывать самоанализ поведения, самоконтроль негативных эмоций.

8. Выводы по кейсу, сделанные ведущим: круг стал основной воспитательной технологией в классе. Дети с радостью решают свои проблемы самостоятельно. Заинтересовали этим методом учащихся других классов. Круг – самая доступная и эффективная восстановительная технология в школе.

  Качественное описание случаев помогает медиатору анализировать свою работу и избегать ошибок при работе в восстановительном подходе при решении конфликтов в образовательной организации.