Качественное описание случаев ШСП

Авторы:

Педагоги-психологи отделения медиации

Шкрябина О.Н.,

Хованская Т.В.,

Клюшова О.В.

 

Конфликты в школьной среде были, есть и будут. Печально, когда современные школьники не видят перед собой грамотных образцов решения конфликтных ситуаций, их которых они могут извлечь положительный опыт. К счастью, в городе Архангельске и Архангельской области еще с 2010 года появилась возможность не просто решать конфликты до полного восстановления отношений между людьми, но и обучать этим способам и детей, и родителей, и педагогов. Мы говорим о создании Школьных служб примирения (далее - ШСП).

Данный подход к решению конфликтов называется восстановительным, так как восстанавливает отношения между конфликтующими в докризисное состояние. И не формально, а с учетом потребностей, возможностей и желания каждой из сторон конфликта. Этот способ реагирования на конфликты предполагает соблюдение интересов всех участников конфликта (детей, взрослых, социального окружения и государства). Метод восстановительных технологий соответствует этическому принципу, согласно которому человек сам отвечает за свои действия, но при этом уважает взгляды других людей относительно решения имеющихся проблем путем согласования совместных действий и с учетом традиционных ценностей, которых придерживаются при применении восстановительного подхода.

К компетенции школьных служб примирения относятся школьные конфликты, а также конфликты с вовлечением большого числа несовершеннолетних. Работа ШСП базируется на принципе передачи ответственности за решение конфликта самим участникам конфликта - конфликт между детьми будет решаться не классным руководителем или директором, а самими детьми (восстановительная медиация). Проблему в семье, из-за которой ребенок испытывает трудности, будет решать не совет профилактики, а сама семья (восстановительная семейная конференция). Конфликт в классе будут разбирать не психолог или социальный педагог, а сами ученики этого класса ( круг сообщества).

 

По данным Межрегионального ежегодного мониторинга деятельности служб примирения по проведению восстановительных программ, проводимого Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (общественный центр «Судебно-правовая реформа», город Москва), ШСП действуют на территории почти всей Российской Федерации. В Архангельской области ШСП созданы во всех 25 районах и муниципальных образованиях. ШСП Архангельской области принимают участие во Всероссийском мониторинге с 2015 года. Тогда работали 30 ШСП, программы примирения успешно и систематически проводились в 8 образовательных учреждениях. В мониторинге 2019 г. приняло участие 89 образовательных организаций, из них программы примирения успешно проводились уже в 47. Особенность всероссийского мониторинга является то, что кроме количественного, необходимо выполнить и качественный анализ своей работы.

Цель качественного описания – анализ соблюдения восстановительных принципов. Формы качественного анализа программ являются одновременно и «краткой конструкцией» устройства самой программы. Качественный анализ программ с точки зрения реализации восстановительных принципов становится органической частью аналитической работы ведущего и службы в целом, входит в культуру работы. Анализируя описания программ, специалисты ШСП делают выводы о качестве их проведения, о трудностях, с которыми сталкиваются ведущие.

Без реализации восстановительных принципов деятельность специалиста службы примирения теряет смысл: если в восстановительной программе не реализовались принципы (если в результате восстановительной программы обидчик не загладил причиненный вред, или жертва осталась не услышанной, вражда продолжилась или за участников всё решили другие люди и т.п.), то такую программу нельзя считать успешной. Результат фиксируется в форме отчета ведущего восстановительной программы, где в таблице указаны основные принципы, а ведущий указывает, как они были реализованы в ходе программы. Для этого в мониторинге предлагается заполнить «Форму ШСП-3».

Форма ШСП-3. Анализ проведенной программы:

  1. Город, образовательное учреждение, ФИО медиаторов
  2. Краткое описание ситуации (ФИО участников можно изменить).
  3. Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы (рассмотрение на педсовете, рассмотрение в КДН, судебное дело, прекращение дела за примирением сторон, отказ пострадавшего от подачи заявления и т.д.)
  4. Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа о медиации одной или обеих сторон.
  5. В чем состоял договор (если был), был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение?
  6. Реализация принципов восстановительного подхода.

 

Принципы

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

( пояснения авторов статьи)

Восстановление способности людей понимать друг друга

Созданы условия для того, чтобы каждый мог высказаться и быть услышанным другими

В чем вклад уважаемых участниками людей и близкого окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Одобрение, моральная поддержка значимых лиц, родителей, законного представителя

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Согласие на обсуждение ситуации, то есть на предварительную и примирительную встречи. Понимание и осознание чувств жертвы. Принесение ей извинений. Заглаживание вреда. Правонарушитель отметил, что он понял, насколько больно было потерпевшей от его поступка, принес свои извинения.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

Понимание ситуации глазами обидчика. Принятие от него извинений. Повышение уверенности в себе. Нет страхов.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Стороны согласились на встречу, пришли добровольно, желали разобраться и наладить отношения. Они самостоятельно искали решения по исправлению ситуации, которые устраивали каждого из них

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

Правонарушитель отметил, что он понял, насколько больно было потерпевшей от его поступка, принес свои извинения. Он обещает останавливать и других людей, если они продолжат совершать противоправные действия. Потерпевшая приняла извинения, отметила, что она постарается быть сдержанной и не держать зла на правонарушителя, Стороны осознали ситуацию, ещё раз прожили её и сделали выводы для дальнейшего более конструктивного общения и взаимодействия

Иное

 

 

7. Что показала обратная связь от участников ситуации?

8. Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности и т.д.).

9. Выводы по кейсу, сделанные медиатором

Пример описания случая:

  1. Город, образовательное учреждение, ФИО медиаторов: …
  2. Краткое описание ситуации (ФИО участников можно изменить): восьмиклассник Р. на фоне личных неприязненных отношений во дворе школы ударил шестиклассника А. и причинил ему сильную физическую боль
  3. Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы (рассмотрение на педсовете, рассмотрение в КДН, судебное дело, прекращение дела за примирением сторон, отказ пострадавшего от подачи заявления и т.д.): родители А. обратились в ШСП
  4. Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа о медиации одной или обеих сторон: не было
  5. В чем состоял договор (если был), был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение?
  6. Реализация принципов восстановительного подхода

 

Принципы

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

( пояснения авторов статьи)

Восстановление способности людей понимать друг друга

На встрече стороны выслушали друг друга, поняли, чем для каждого было событие преступления. Участники встречи объективно оценили совершенное преступление, обстоятельства, которые ему предшествовали. Подростки поговорили и решили восстановить приятельские отношения.

В чем вклад уважаемых участниками людей и близкого окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Мама А. было удивлена действиями Р., так как считала его приятелем сына. Тяжело переживала «предательство», не понимала его мотивов. Испытала облегчение от того, что произошло недоразумение. Когда услышала историю Р., предложила ему подумать, можно ли считать друзьями людей, которые спровоцировали его на преступление.

Мама Р. была оскорблена тем, что о ней плохо говорил приятель ее сына. Была обижена, что ее ребенок стал преступником из-за того, что вступился за свою мать. Когда услышала всю историю, испытала облегчение от того, что не разочаровалась в человеке. Искренне просила прощения у   мамы А. за побои и недопонимание. Извинения были приняты.

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Р. был введен в заблуждение его приятелями, которые сообщили, что А. неоднократно плохо высказывался о его маме. Р. не прояснил ситуацию и при встрече ударил А. до крови в лицо. Сейчас Р. переживает и сожалеет о содеянном. В ходе примирительной встречи Р. принес извинения потерпевшему и его маме, извинения были приняты.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

А. пострадал физически (травма лица) и морально (его ударили на глазах его друзей), но был готов на примирение. На встрече говорил о том, что считал, что находился в приятельских отношениях с Р., никогда не говорил плохих слов о его маме и очень удивился и растерялся, когда Р. набросился на него с кулаками. Когда А. услышал от Р. всю историю целиком, испытал облегчение. После принесения со стороны Р. извинений – предложил вернуться к приятельским отношениям.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Стороны согласились на встречу, пришли добровольно, желали разобраться и наладить отношения. Они самостоятельно искали решения по исправлению ситуации, которые устраивали каждого из них

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

Участники встречи высказали по этому поводу следующее:

Р. больше не распускает руки.

Р. всегда проясняет ситуацию словами.

А. сообщает ребятам в школе, что конфликт исчерпан.

Иное

Одноклассники мальчиков разделились на 2 группы, и каждая поддерживала свою точку зрения. В школе назревал конфликт. После медиации конфликта удалось избежать. Были проведены Круги сообщества в классах у мальчиков

 

7. Что показала обратная связь от участников ситуации: мальчики и их мамы удовлетворены мирным решением проблемы и быстрым прояснением ситуации.

8. Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности и т.д.): мамы Р. и А. прояснили для себя ситуацию, Р. услышал, что А. не говорил плохо об его маме. А. услышал, почему его приятель Р. накинулся на него с кулаками. Все участники программы испытали облегчение. Отношения были восстановлены.

9. Выводы по кейсу, сделанные медиатором: вольно или невольно «друзья» подростка спровоцировали его на преступление. Если бы не участие в программе примирения, стороны не смогли бы прояснить ситуацию. Ведь мальчики перестали общаться после конфликта. А их мамы были возмущены и обижены действиями другой стороны. Медиаторы в данном деле действительно восстановили отношения между сторонами конфликта.

Таким образом, качественное описание случаев помогает ведущему программ глубоко анализировать свою деятельность в восстановительном подходе, который применяет ШСП в образовательных учреждениях.