Возрастные особенности агрессивного  поведения ребенка

Родители сталкиваются с агрессией детей в разном возрасте. И в каждом возрасте есть свои особенности проявления агрессии.

Агрессивное поведение - это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой; разрушительное воздействие на группу. Агрессивного поведение проявляется через действия или через речь, она может как в активной форме, так и в пассивной.

В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3–4 года, 6–7 лет и в подростковом возрасте.

Каждый возрастной этап имеет особенности развития ребенка и выдвигает определенные требования и задачи к личности. Кризисные, переходные периоды развития связаны  с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Рост агрессивности связан с появлением новых потребностей у ребенка. У него возникает необходимость менять отношения и условия развития.

Кризисные периоды может смягчить благоприятная атмосфера в семье, где интересуются развитием ребенка, заботятся, предпочитают  терпеливое объяснение  наказаниям. Выявлено, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный присмотр за детьми, вседозволенность связаны с асоциальной направленностью. Наказание является эффективным, если оно последовательно, адекватно проступку и сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

В семье ребенок учится взаимодействию с обществом, усваивает правила и нормы взаимодействия. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних.

Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, формирования чувства взрослости. Главная личностная черта - личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей следует отметить формирование самостоятельности, самосознания и самоопределения. Поэтому агрессивное поведение служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, но в то же время, может формировать отрицательные черты характера.

Можно заключить, что агрессивное поведение подросткового возраста – достаточно обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает казаться или быть «сильным».

Подростковый возраст является периодом острого кризиса взросления. Если родители готовы предоставить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом совете взрослого.

Агрессия детей обусловлена:

1. В дошкольном возрасте биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребенка, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней эмоциональной отверженности.

2. В младшем школьном возрасте с неблагоприятной атмосферой в семье (негативная роль отца, родительская агрессия), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль.

3. В  подростковом возрасте у мальчиков с увлечениями, связанными с насилием и жестокостью, общение с ранее судимыми лицами, употребление психоактивных веществ, родительская агрессия. У девочек преобладают биологические факторы риска.

У подростка проявляется ряд негативных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «я» идеалам. Наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать свои самостоятельные поступки.

Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Он должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета, но действовать подросток должен сам.

Знание возрастных особенностей агрессивного поведения ребенка поможет родителям правильно составить воспитательную деятельность и с пониманием относится к эмоциям ребенка в непростые кризисные периоды.

Материал подготовил

Педагог - психолог отделения сопровождения

 несовершеннолетних в кризисных ситуация

Рудакова Ю. Н