Буллинг в школьной среде. Что это такое?

Подготовили:

Клюшова О.В., Шкрябина О.Н.

педагоги-психологи отделения медиации

Травля в детском коллективе (буллинг) – распространенная проблема в образовательных организациях, которая приводит к эскалации агрессии, насилия в детской среде, увеличивает суицидальные риски.

В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый обучающийся в мире, и этот показатель постоянно растет. В России ежегодно в среднем до 30% несовершеннолетних в возрасте от 14 до 19 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев травли в отношении подростков происходит в системе образования.

Термин «буллинг» (bullying) происходит от английского слова bully – буквально означает хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник. Впервые данный термин был введен английским журналистом Эндрю Адамсом в начале девяностых годов ХХ века. В скандинавских и англоязычных странах для определения этого явления используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка).

Д. Лейн и Э. Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим несовершеннолетним).

По мнению известного социолога И.С. Кона, буллинг - это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Анализ предложенных в психологии определений «буллинга» позволяет трактовать школьную травлю как различные действия агрессора по отношению к жертве, как отмечает И.Г. Малкина-Пых, все действия обидчика по отношению к потерпевшему направлены на унижение, эмоциональное, физическое, экономическое или сексуальное насилие и агрессию. Данное явление чаще всего возникает в искусственно созданном по формальному признаку коллективе, например в школьном классе.

Жертвой травли может стать любой обучающийся в образовательной организации. Существуют несколько мифов о буллинге:

- Миф 1. Травля – это борьба за выживание в школе, которая делает ребенка сильнее;

- Миф 2. Травля - это нормальный этап взросления;

- Миф 3. Жертвами становятся отличающиеся от других дети;

- Миф 4. Буллеры – это жестокие дети из неблагополучных семей.

Исследователи проблемы буллинга в образовательных организациях выделяют следующие виды насилия:

- эмоциональное насилие - вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает достоинство несовершеннолетнего, негативно влияет на его самооценку. Среди многочисленных проявлений эмоционального насилия наиболее распространенными являются: насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.

Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, так же является эмоциональным насилием. Жертва намеренно изолируется, либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться оскорблениями, унизительными надписями на доске, не желанием сидеть за одной партой;

- физическое насилие - применение физической силы по отношению к жертве, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества;

- экономическое насилие - использование денег для контролирования другого лица. Использование экономического буллинга предполагает требование от жертвы денег, вымогательство завтраков, карточек на обеды и т.п. Жертву также могут принуждать воровать имущество;

- кибербуллинг - жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства;

- сексуальное насилие – использование несовершеннолетнего ребенка другим ребенком или взрослым для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порно бизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним.

Травля и издевательства в детской среде являются травмирующими событиями и представляют угрозу психологическому здоровью, комфорту и благополучию личности.

Буллинг имеет структуру, характерную для конфликта, но обладает специфическими чертами, включающими в себя жертву, инициатора (буллера), участников поддерживающих инициатора (помощников агрессора), свидетелей, защитников жертвы. Важно отметить, что данное социальное явление оказывает отрицательное воздействие на всех участников процесса.

Несовершеннолетние «жертвы» страдают от физической агрессии, от полученной психологической травмы, которая оказывает воздействие на самооценку ребенка, снижает успеваемость, желание посещать школу, затрудняет социализацию, может стать причиной самоповреждающего поведение и возникновению суицидальных мыслей / намерений.

Несовершеннолетние буллеры чаще становятся участниками правонарушений / преступлений, у них может сформироваться искаженное представление о разрешении конфликтов и нормах социального взаимодействия в обществе.

Несовершеннолетние наблюдатели, непосредственно не участвующие в травле, также переживают негативные эмоции: страх оказаться на месте жертвы, бессилие, отрицательное отношение к образовательной организации. Свидетели буллинга переживают за собственную безопасность, испытывают каждодневный стресс, вынуждены принимать одну из сторон. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточиться на образовательном процессе, снижает учебную мотивацию, любознательность, развитие способностей и творчества.

Причины участия несовершеннолетних в травле в той или иной роли лежит не только в индивидуально-личностных особенностях буллеров и их жертв, но и в особенностях социального контекста.

По мнению исследователей данной проблематики, демонстрация агрессии способствует формированию страха у потенциальных «жертв» буллинга, тем самым укрепляя позиции агрессора. Также было отмечено, что велика вероятность превращения жертв буллинга в будущих агрессоров в связи с тем, что у них могут отмечаться признаки эмоциональной и поведенческой неустойчивости, повышенные показателей уровня тревожности и агрессии. Было обнаружено, что мальчики-подростки более склонны к проявлению физической агрессии, в то время как девочки-подростки – к вербальной агрессии, которая проявляется в негативных внешних оценках других людей, распространению слухов и т. п.

Таким образом, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в коллективе несовершеннолетних, при котором обидчик в отношении жертвы, осуществляет длительные повторяющиеся насильственные действия. При травле возникает буллинг-структура – это социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей. Опыт травли имеет серьезные негативные последствия для всех участников процесса.

Используемые источники:

  1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45 – 50.
  2. Бочавер А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149–159.
  3. Вишневская В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. – 2010. – № 2. – С. 55–68.
  4. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 105.
  5. . Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15–18.
  6. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лэйн // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – С. 240–274.
  7. . Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с.
  8. Ядова М. А. Буллинг в подростковой среде: причины и последствия (сводный реферат) // Социологический ежегодник. – 2016. – № 2015–2016.