Работа психолога с «образом» отца
в психологическом консультировании
Подготовила: педагог-психолог ГБУ АО «Центра «Надежда»
Колмогорова Д.С.
В идеальном представлении людей семья включает в себя фигуру мамы, папы и ребенка. Однако, в реальности часто оказывается так, что ребенка воспитывает только мама и даже, когда в семье есть отец, он может быть не включен в активное взаимодействие с ребенком. В психологическом мире ребенка всегда возникает потребность в образе отца, поскольку для успешного развития ему важны оба родителя. Фигура отца влияет на отношение ребенка к себе (особенно, если он того же пола), на выстраивание им отношений с противоположным полом, на успешность в профессиональной деятельности.
Роли мамы и папы разные, но их значимость для ребенка одинаково ценна. Важно помнить, что семья - это система, и следовательно, если какая-то часть системы выпадает, то она становится неустойчивой. Большое влияние на образ отца оказывает мать ребенка, ее отношение к нему, то, что она про него говорит, что к нему чувствует.
Отсутствие папы, а также негативный образ отца приводит к ощущению пустоты, к напряжению, не позволяет ребенку почувствовать свою целостность. В силу этого часто при обращении за психологической помощью актуальным становится работа с образом отца, его воссоздание, осмысление, получение разрешения на любовь к нему, поиск места для фигуры отца в своей жизни и психологическом мире.
Для своей работы с образом отца психолог может подчерпнуть много интересной и практической информации из книги «Все дело в папе. Работа с фигурой отца». Зотова Ю., Летучева М.
Приведу некоторые примеры упражнений из данной книги.
Упражнение «Плохой», «хороший» папа.
Цель: упорядочить противоречивые чувства и переживания.
Клиенту предлагается записать в две колонки свои негативные и позитивные чувства к отцу. Можно предложить нарисовать эти чувства, слепить или выбрать для них МАК (метафорические карты). При обсуждении образа отца вначале важно найти хорошие воспоминания, и такие моменты в отношениях, которые могут дать опору для обсуждения болезненных чувств. Далее, после работы с чувствами, можно предложить клиенту вспомнить и составить список конкретных поступков отца, за которые он может быть ему благодарен, обсудить, что они ему дали. Далее перейти к поступкам (действиям или бездействиям), которые были неприятными.
Психолог организует работу так, чтобы клиент встречался по очереди с фигурами «хорошего» и «плохого» отца. При этом может сказать «да» фигуре хорошего отца и «нет» фигуре плохого отца.
Другое упражнение подходит для работы с клиентом, испытывающим стыд за своего отца в силу неподобающего поведения либо навязанного мнения значимого окружения.
Упражнение «Работа с чувствами».
Цель: освобождение от токсичного чувства «стыда».
Представить чувства в виде образа и вернуть «не свои» чувства тому из родителей (значимому другому), кому они принадлежат. Передать их в символической форме дополняя словесным проговариванием. Можно также использовать предмет, рисунок, письмо родителю. Передача осуществляется в кабинете психолога, а не в реальном общении с родителем. Таким образом, клиент чувствует освобождение от гнетущих чувств, свободное место можно заполнить другими чувствами (гордости, благодарности, принятия).
Важно при работе с данной темой подчеркивать мысль, что клиент может любить обоих родителей (маму и папу) вне зависимости от того, как сложились между ними отношения, какие между ними чувства.
Литература:
- 1.Зотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца. — М.: Независимая фирма «Класс», 2019.