Особенности конфликтов между педагогами и учащимися
Педагоги-психологи отделения медиации
Шкрябина О.Н, Хованская Т.В.
Основой педагогического взаимодействия является личностное отношение педагога к учащимся, складывающееся из следующих компонентов:
- эмоциональные переживания;
- наглядный образ учащегося, его обобщенный портрет;
- мысли об учащемся, суждения о нем.
Формирование негативных взаимоотношений между педагогом и учащимся часто происходит вследствие того, что учитель допускает высказывания, критику, замечания в адрес учащегося.
Предпосылками возникновения конфликтогенных ситуаций в образовательном процессе могут выступать:
- неумение педагога прогнозировать поведение учащихся на уроках, нетерпимость к «помехам» (неожиданным поступкам), нарушающим запланированный ход урока (это вызывает раздражение и затрудняет выбор оптимального поведения и тона обращения);
- стремление педагога сохранить свой социальный статус любой ценой;
- оценивание педагогом не отдельного поступка учащегося, а его личности (эта оценка может определить дальнейшее отношение к учащемуся других учителей и сверстников, особенно в начальной школе);
- оценка учащегося с опорой на субъективное восприятие его поступка и без учета мотивов, особенностей личности, условий жизни в семье;
- неумение педагога анализировать ситуацию и стремление наказать провинившегося учащегося;
- нетерпимость педагога к определенным личностным качествам и поведению;
- личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.);
- отсутствие у учителя педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности;
- неблагоприятный психологический климат и плохая организация работы в педагогическом коллективе.
Педагогическая ситуация определяется Е. И. Кузьминой как реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них.
Учащийся испытывает трудности в ежедневном выполнении правил поведения в школе и требований учителей на уроках и переменах, что проявляется в незначительных нарушениях дисциплины. Правильно реагируя на поведение ребенка, педагог берет ситуацию под контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение учащихся несправедливостью со стороны педагога, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
В. А. Сухомлинский пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между педагогом и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда педагог думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости педагоги. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Среди особенностей педагогических конфликтов в диаде «педагог – учащийся» можно отметить следующие:
- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами педагога и глазами учащихся): педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а учащемуся – справиться со своими эмоциями;
- автоматическое превращение конфликта в акт воспитания, особенно если при нем присутствуют другие учащиеся;
- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые сложные конфликты, в которые включаются другие учащиеся;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Причиной многих конфликтов в системе «педагог – учащийся» является низкая коммуникативная культура учителя. При возникновении проблемной ситуации некоторые педагоги позволяют себе резкие слова, упреки в адрес учащегося, некорректные отзывы в адрес семьи ребенка, особенно детей из неблагополучных семей, подчеркивают отрицательные качества, высмеивают перед классом.
В качестве специфической причины конфликтов «педагог – учащийся» можно обозначить недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, что проявляется в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету, манипулировании отметками, навешивании ярлыка неуспевающего учащегося, акцентуации характера, неумении организовать занятия со всеми учащимися (например, на уроках физкультуры).
Со стороны учащихся конфликт может быть спровоцирован в случае не подготовки домашнего задания, умышленного нарушения дисциплины, например, пропуска уроков без уважительной причины.