Особенности конфликтов между педагогами и учащимися

Педагоги-психологи отделения медиации

Шкрябина О.Н, Хованская Т.В.

         Основой педагогического взаимодействия является личностное отношение педагога к учащимся, складывающееся из следующих компонентов:

- эмоциональные переживания;

- наглядный образ учащегося, его обобщенный портрет;

- мысли об учащемся, суждения о нем.

         Формирование негативных взаимоотношений между педагогом и учащимся часто происходит вследствие того, что учитель допускает высказывания, критику, замечания в адрес учащегося.

         Предпосылками возникновения конфликтогенных ситуаций в образовательном процессе могут выступать:

- неумение педагога прогнозировать поведение учащихся на уроках, нетерпимость к «помехам» (неожиданным поступкам), нарушающим запланированный ход урока (это вызывает раздражение и затрудняет выбор оптимального поведения и тона обращения);

- стремление педагога сохранить свой социальный статус любой ценой;

- оценивание педагогом не отдельного поступка учащегося, а его личности (эта оценка может определить дальнейшее отношение к учащемуся других учителей и сверстников, особенно в начальной школе);

- оценка учащегося с опорой на субъективное восприятие его поступка и без учета мотивов, особенностей личности, условий жизни в семье;

- неумение педагога анализировать ситуацию и стремление наказать провинившегося учащегося;

- нетерпимость педагога к определенным личностным качествам и поведению;

- личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.);

- отсутствие у учителя педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности;

- неблагоприятный психологический климат и плохая организация работы в педагогическом коллективе.

         Педагогическая ситуация определяется Е. И. Кузьминой как реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них.

         Учащийся испытывает трудности в ежедневном выполнении правил поведения в школе и требований учителей на уроках и переменах, что проявляется в незначительных нарушениях дисциплины. Правильно реагируя на поведение ребенка, педагог берет ситуацию под контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение учащихся несправедливостью со стороны педагога, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

         В. А. Сухомлинский пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между педагогом и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда педагог думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости педагоги. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

         Среди особенностей педагогических конфликтов в диаде «педагог – учащийся» можно отметить следующие:

- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами педагога и глазами учащихся): педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а учащемуся – справиться со своими эмоциями;

- автоматическое превращение конфликта в акт воспитания, особенно если при нем присутствуют другие учащиеся;

- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые сложные конфликты, в которые включаются другие учащиеся;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

         Причиной многих конфликтов в системе «педагог – учащийся» является низкая коммуникативная культура учителя. При возникновении проблемной ситуации некоторые педагоги позволяют себе резкие слова, упреки в адрес учащегося, некорректные отзывы в адрес семьи ребенка, особенно детей из неблагополучных семей, подчеркивают отрицательные качества, высмеивают перед классом.

         В качестве специфической причины конфликтов «педагог – учащийся» можно обозначить недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, что проявляется в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету, манипулировании отметками, навешивании ярлыка неуспевающего учащегося, акцентуации характера, неумении организовать занятия со всеми учащимися (например, на уроках физкультуры).

         Со стороны учащихся   конфликт может   быть   спровоцирован в случае не подготовки домашнего задания, умышленного нарушения дисциплины, например, пропуска уроков без уважительной причины.