Т.В.Хованская, О.В.Клюшова, О.Н.Шкрябина,

педагоги-психологи отделения медиации

Государственного бюджетного учреждения Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»

 

Деятельность медиаторов Архангельской области

в дистанционных условиях

  

Внедрение восстановительного подхода для решения конфликтных ситуаций сопряжено с определенными трудностями: слабая информированность, недостаток кадров, ретроградность мышления... Архангельская область успешно справляется с этими проблемами. При поддержке комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области, министерства образования и науки Архангельской области специалисты ГБУ АО «Центр «Надежда» проводят активную информационно-просветительскую работу, обучают новых медиаторов, ведущих семейных конференций и хранителей кругов сообщества. Организовано сопровождение территориальных и школьных служб примирения.

Проводятся восстановительные медиации в сфере уголовно-правовых конфликтов, общественно-опасных деяний и административных правонарушений несовершеннолетних, а также нарушенным детско-родительским отношениям. Отработана практика семейных конференций. Таким образом, деятельность отделения медиации ведется планово и достаточно эффективно. Но сегодня жизнь ставит перед нами совершенно неожиданные задачи. Введение режима самоизоляции привело к необходимости перестройки нашей деятельности. Приведем примеры дистанционной работы.

Необходимо сказать, что в силу удаленности некоторых районов Архангельской области, оказалось невозможным использовать не только образовательные платформы, но и видеосвязь. Было принято решение для работы использовать социальную сеть «Вконтакте» в текстовом формате.

22 апреля 2020 года проведен круглый стол специалистов отделения медиации со студентами факультета педагогики и психологии девиантного поведения С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова по теме «Восстановительные технологии в аспекте профилактики девиантного поведения несовершеннолетних».

Подготовка круглого стола началась 19 апреля 2020 года, когда студентам было предложено ознакомиться с информацией о философии и принципах восстановительного подхода, восстановительной медиации, кругах сообщества и семейных конференциях с приведенными примерами из практики (кейсами). Так же студентам было предложено воспользоваться материалами сайта Центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва, статьями из журнала «Вестник восстановительной юстиции» и сайтом ГБУ АО «Центр «Надежда».

Круглый стол начался с приветственного слова. «Сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. Несомненно, с понятием девиаций в поведении несовершеннолетних вы уже знакомы. Мы рады вам сегодня предложить современный и эффективный способ работы с данной проблемой - восстановительные технологии. В отличие от иных техник – восстановительный подход не только помогает увидеть проблему, но и на практике выйти из нее с наименьшими потерями для участников. За счет чего этого можно добиться? В первую очередь, за счет прояснения ситуации так, как ее видят сами дети и их родители. Во-вторых, за счет решений, которые принимают и исполняют сами дети и члены их семей, а не чужие взрослые, часто навязывающие им свое видение проблемы и её решение...».

Через письменные сообщения участники круглого стола задали множество вопросов и получили на них полные, исчерпывающие ответы. Неожиданной для ведущих стала информация, о том, что 80% студентов знают, что такое восстановительный подход, а 40% принимало участие в восстановительных программах, которые проводили школьные службы примирения в образовательных организациях Архангельской области.

На студентов произвели сильное впечатление описания реально проведенных восстановительных программ. Они отметили, что восстановление отношений между несовершеннолетним и родителем (взрослым) -лучший способ решения проблем ребенка. Студенты увидели новый ресурс в работе. Обсуждалась возможность прохождения учебной практики на базе ГБУ АО «Центр «Надежда» и дальнейшее изучение восстановительных программ для применения их на практике.

Важно отметить, что с организационной точки зрения данный способ проведения информационно-методической работы хоть и не оптимален, но позволяет работать там, где нет иных возможностей для связи.

Благодаря функции видеозвонка «Вконтакте» нам удалось подготовить и провести восстановительную медиацию по нарушенным детско-родительским отношениям. В марте 2020 года в отделение медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» обратилась мать девятиклассника в связи с его проблемами в обучении и поведении. Подросток в январе и феврале 2020 года находился в стационаре на лечении, домашние задания выполнял без желания. Если в первом полугодии у него были положительные отметки, то за третью четверть он был не аттестован. Педагоги предупредили мать о том, что несовершеннолетнего могут не допустить до основных государственных экзаменов.

Родители возмутились поведением сына и запретили игры и общение в интернете. Подросток отказался с ними общаться, закрывался в своей комнате, как только родители приходили домой, формально посещал школу, на уроках ничего не делал.

Были проведены предварительные встречи с несовершеннолетним и его родителями. Отец подростка был возмущен его поведением, высказывался за ужесточение мер воздействия. Мама занимала более мягкую позицию, желала разобраться в мотивах поступков сына. Во время предварительной работы подросток проговорил, что педагоги неоднократно сообщали ему о недопуске к экзаменам. Поэтому он и отказывался учиться. Оказалось, что из-за перевода отца по службе в другой город он вынужден был сменить школу, с новыми одноклассниками отношения не сложились, несовершеннолетний мечтал вернуться в старую школу. Важно, что члены семьи после прояснения ситуации сразу начали действовать: мать отправилась в школу, где выяснила, что никто ребенка от экзаменов не освобождал. И при исправлении оценок он закончит школу вместе со всеми.

Подросток был обижен на родителей и учителей, считал, что они желают ему зла, долго не верил, что родители действительно хотят ему помочь. Но он смог спокойно поговорить с мамой и прояснить многие моменты. Он перестал запираться в своей комнате, начал общаться с родителями. Родители вернули ему средства связи.

В конце марта предполагалось проведение восстановительной семейной конференции с привлечением классного руководителя. К сожалению, самоизоляция не позволила нам этого сделать. Благодаря видеосвязи «Вконтакт» работа с семьей продолжалась в течение апреля. Медленно ребенок и мама начали вновь доверять друг другу и приняли решение об участии в восстановительной программе. К сожалению, отец не разделял оптимизма мамы, но пообещал изменить свое отношение к ребенку, если он исправится.

Итогом работы стала восстановительная медиация между мальчиком и его мамой в режиме видеозвонка. Участники программы подписали примирительный договор, в котором ребенок обязуется выполнять задания учителей в полном объеме, не закрывается в своей комнате, если чем-то расстроен, просит помощи мамы, обсуждает с ней непонятные моменты в школьных заданиях, в полном объеме готовится к ОГЭ по русскому языку и математике. Мама не кричит на ребенка, спокойно отвечает на его вопросы, оказывает ему помощь с выполнением уроков, не входит в комнату к подростку без разрешения. Срок исполнения договора до 5 июня 2020 года.

Таким образом, медиатор и члены семьи, находясь за сотни километров друг от друга, смогли обсудить все волнующие семью моменты, сын и мать смогли примириться. Очень трогательно было видеть, как мама и сын, сидящие поодаль друг от друга, постепенно приблизились и обнялись, когда просили друг у друга прощения. Примирительный договор они обсуждали уже сидя рядом.

Интересно, что попытки проводить восстановительные программы с членами семьи, которые не могут присутствовать на программе, специалистами отделения медиации предпринимались и ранее. Так, например, при подготовке одной из семейных восстановительных конференций в 2018 году наиболее активной была бабушка, которая очень хотела, чтобы у её внучки наладились отношения и с мамой и с папой. Именно бабушка убедила членов семьи в необходимости встретиться и договориться ради ребенка. В день проведения программы бабушка повредила ногу, когда пекла для участников встречи пирожки. Но активная жизненная позиция не позволила ей остаться в стороне. Через видеозвонок на телефоне мамы девочки бабушка присутствовала на семейной конференции и принимала активное участие в составлении плана семьи. А пирожки она принесла через месяц, когда семья и независимый ведущий собрались для обсуждения исполнения плана.

К сожалению, не все члены семьи готовы переступить через обиды даже ради своего ребенка. Так, в 2019 году при подготовке еще одной семейной восстановительной конференции выяснилось, что ни мама, ни папа ребенка после развода не могут даже находиться в одном помещении. Было принято решение о проведении заочной семейной конференции. Отдельно были приглашены ребенок, мама, папа и бабушка. План семьи представлял собой таблицу, в которой несовершеннолетний своей рукой по пунктам вписал потребности и пожелания к маме, папе и бабушке. Родители рядом с пожеланиями сына написали свои возможности. Интересно, что рядом с пунктом ребенка: «Хочу видеть папу каждое воскресенье», - папа написал, что он будет рад и обозначил удобное ему место и время, а мама, которая ранее препятствовала частому общению отца и сына, написала: «Не возражаю». Так ребенок получил ответы на все свои вопросы и потребности. План семьи был подписан всеми заинтересованными лицами, копии плана были переданы ребенку и членам его семьи. Хотя общение мамы и папы не восстановилось, план в отношении ребенка был исполнен.

Не каждая заявка на проведение восстановительных программ заканчивается проведением встречи сторон. Иногда семье достаточно только дать толчок, провести 1-2 предварительные встречи для того, чтобы члены семьи смогли сами договориться о приемлемых для них способах выхода из кризисной ситуации.

Так происходит и при подготовке восстановительных программ в онлайн режиме. Например, в апреле 2020 года к нам обратилась семья с проблемой в детско-родительских отношений. Была проведена онлайн предварительная встреча с мамой, на которой через 5 восстановительных вопросов специалист отделения медиации разбирал с ней сложившуюся ситуацию. Было назначено время для онлайн предварительной встречи с ребенком. Но она не потребовалась. После беседы со специалистом, мама посмотрела на проблему с ребенком с иной точки зрения и самостоятельно решила ее с ребенком.

Таким образом, несмотря на обстоятельства и вызовы времени, специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» смогли изыскать ресурсы для осуществления своей профессиональной деятельности и в режиме дистанционной работы.