Эмоции у детей

с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Авторы:

педагоги-психологи

отделения консультаций,

Д.С. Колмогорова, Н.С. Починкова.

На сегодня в литературе очень много внимания посвящено вопросу синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (далее – СДВГ). Но практика показывает, что у педагогов и родителей до сих пор остается малая осведомленность по этому вопросу. Особенно нет знаний об особенностях эмоциональной сферы детей с такой особенностью.

Напомним, что СДВГ – это поведенческое расстройство у детей, для которого свойственно три основных симптома:

  • нарушение внимания;
  • неструктурированная повышенная активность (гиперактивность);
  • импульсивность.

Эти симптомы могут проявляться с разной выраженностью и силой, и возникающие у детей трудности тоже будут отличаться. Диагноз СДВГ ставят неврологи, но бывает так, что синдром проявляет себя только к годам 6-7, а до этого времени родители даже не подозревают о заболевании. Считается, что наиболее ярко синдром проявляется в возрасте 3, 7 и 9 лет.

Внешне поведение детей с такой особенностью выражается в повышенной подвижности, трудностях сосредоточения внимание на одном виде деятельности. Про таких ребят часто говорят – «везде лезет», «нос сует», им трудно усидеть на одном месте, при этом запреты они не воспринимают. Их активность часто не имеет цели, они могут кидаться от одной игрушки к другой, не доводят до конца начатое дело, на уроках вертятся, могут вскочить, постоянно отвлекаются. Они чаще совершают необдуманные поступки и попадают под влияние сиюминутных стимулов. В целом, общительны, легко знакомятся с детьми и любят с ними играть, но могут просто не замечать, что обидели кого-то своими действиями (дети действуют просто из любопытства). Часто данные нарушения сочетаются с нарушениями сна, нарушениями в развитии речи, а в дальнейшем с трудностями письма и чтения.  

Главное, что важно знать о синдроме, что это нарушение работы мозга, в силу которого часть клеток, попросту говоря, у ребенка не функционирует. Возникает это в результате слабых повреждений головного мозга, вследствие чего начинает страдать именно функция торможения нервных сигналов.

Отсюда важно понимать, что ребенок с таким синдромом не может просто «взять себя в руки», «остановиться» самостоятельно. И происходит это не из-за «дурного характера», «вредности», «невоспитанности». Такому ребенку требуются определенные условия и поддержка, чтобы помочь его мозгу компенсировать со временем недостающие функции.

Каковы же особенности эмоциональной сферы у гиперактивных детей. Поскольку у них снижена способность к концентрации внимания, то и сосредоточиться на другом человеке и его эмоциях ему трудно. Поэтому чувства у таких детей часто поверхностные, присутствуют трудности с эмпатией, сопереживанием. После проступка могут искренне раскаиваться, а могут просто не понимать, что сделали не так. Но в ситуации сильного перенапряжения (в том числе физического) его скромные процессы торможения могут вообще отказать, и тогда эмоциональное поведение будет выглядеть очень ярким — слезы, крики, требования. В ситуации потасовки с другими детьми, по той же причине, может проявляться агрессия. При этом дети быстро забывают о произошедшем.

Что в этот момент чувствуют родители, а также воспитатели или учителя? Часто это раздражение на ребенка, возможна злость, и даже неприятие. В основном из-за непонимания причин такого поведения, усталости от частых «неприятных историй», трудностей с обучением. У родителей может возникать чувство страха за будущее ребенка и отчаяние, что ничего не получается изменить.

Ребенок, так или иначе, ощущает такое отношение окружающих к себе, поэтому у него нередко формируется низкая самооценка. В стрессовой ситуации, когда нагрузка возрастает (в том числе начало обучения в школе, чрезмерная загруженность кружками и т.д.), могут возникать эмоциональные и поведенческие срывы, учащаться истерики, агрессивное поведение, двигательная хаотичная активность.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Обратиться к врачам, в частности неврологу. Они могут назначить определенные лекарства, витамины, а также процедуры (например, посещение мануального терапевта или остеопата). Возможно использование аппаратного метода (без лекарства) БОС (биологическая обратная связь).

Также можно обратиться для диагностики, получения рекомендаций и проведения специальных занятий к нейропсихологу (специалист, занимающийся коррекцией неразвитых функций психики).

Полезна и консультация обычного психолога, который может помочь в принятии ребенка таким, какой он есть, и выработке условий, способствующих его адаптации к социуму.

Важно помнить, что:

  • для ребенка с СДВГ просто необходим четкий режим, чтобы мир был предсказуем;
  • очень помогают «ритуалы» для совершения определенных действий (укладывание на сон, занятия, питание);
  • обучение дошкольника с СДВГ лучше проходит в игровой форме (где дети могут достаточно свободно двигаться); до 6 лет лучше избегать обучения по школьному типу;
  • начинать занятия дома с таким ребенком с 2х минут и постепенно увеличивать время, пусть они будут короткими и частыми;
  • при занятии необходимо убрать из поля видимости все отвлекающие объекты, оставить только то, что вы выбрали для занятия;
  • полезны занятия в кружках и секциях, где есть двигательная активность и очень важно, чтобы ребенок уважал педагога, который ведет занятие;
  • для таких детей очень полезны прогулки, плавание, лыжи, коньки, а также закаливание;
  • стоит вдумчиво подходить к выбору учителя начальной школы, чтобы он со знанием и пониманием относился к детям с такой особенностью.

Для более подробного знакомства с нюансами и возрастными особенностями детей с СДВГ, очень рекомендуем книгу Екатерины Мурашовой «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».