Составитель:

Починкова Н.С.,

педагог-психолог

отделения консультаций.

 

Личные границы. Что важно знать!

Границыэто то, что отделяет нас от окружающих. По сути, граница – это наше понимание, где наше, а где не наше. На физическом уровне границы проявляются в пространстве, времени, вещах, финансах. Психологические границы проявляются в общении, ценностях, потребностях, вкусах.

Говоря простыми словами, психологические границы — это понимание собственного «Я» как отдельного от других. По сути, это «стена», которая разграничивает ваше психологическое пространство и пространство другого человека.

Границы нашей личности начинают формироваться в младенчестве. Сначала ребенок не ощущает себя отдельным от матери, но постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо.

Конечно, отдельные аспекты нашей личности формируются в разное время и, если ребенок попадает в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут быть нарушено формирование отдельных видов границ.

Если же ребенок формирует свою личность в деструктивной семье, то формирование границ личности может нарушаться глобально.

Как мы можем проявить свои границы перед другими людьми?

Прежде всего, при помощи речи. С помощью речи мы можем выразить то, что мы хотим, во что верим.

Во-вторых, устанавливая эмоциональную дистанцию: если другой человек нарушает ваши границы, то можно отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела.

В-третьих, устанавливая временные рамки общения: вы решаете сколько, когда и с кем общаться.

В-четвертых, применяя принцип последовательности (сказал – сделал).

Здоровые границы проявляются, когда человек легко определяет, на каком уровне ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Он может сближаться с людьми, а потом отделяться, если почувствует, что в отношениях что-то не так и при необходимости это озвучить.

 Почему человек не обозначает свои границы?

· Не знает о них.

· Думает, что это очевидно.

· Стесняется сказать или невнятно намекает.

· Боится конфликта, если заявит о свои границах.

· Решает «потерпеть» в надежде, что другой сам поймет.

· Не чувствует, что имеет право иметь границы.

· Не знает, насколько явными должны быть границы.

Ребёнок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. (за себя, свои поступки, за выполнение определённых правил).

Отсутствие границ у вашего ребёнка показатель того, что ваши собственные границы недостаточно крепки. Ответьте себе честно на следующие вопросы:

1. Часто ли вы отодвигаете свои интересы и потребности на второе место после интересов и потребностей детей?

2. В круговороте многочисленных дел и хлопот есть ли у вас немного личного времени, которое принадлежит только вам и на которое не посягают члены вашей семьи?

3. Испытываете ли вы чувство вины, когда делаете что-то только для себя – отправляетесь на отдых с подругами, покупаете дорогую вещь и т.п.

Укрепляйте свои границы!

Помните о том, что самый важный пример для детей – это его родители! Взрослые, которые могут позаботиться о себе, способные жить интересной и насыщенной жизнью – лучший образец для подражания! Если же ребенок привыкает к тому, что родители все время стараются удовлетворить все его прихоти, отодвигая свои интересы на второй план, то у него невольно складывается представление о том, что весь мир крутится вокруг него. Подобное заблуждение опасно тем, что из такого малыша может вырасти эгоистичный безответственный взрослый.

Как можно помочь ребенку в формировании психологических границ?

Составьте список правил поведения, которые должен соблюдать ребенок. Поговорите с ребёнком, объясните ему, что теперь в вашей семье существуют правила, за несоблюдение которых будет следовать последствия и что у него есть свободный выбор, соблюдать правила и пользоваться всем тем, что ему дорого (компьютер, телевизор, прогулки с друзьями) или нести ответственность за свое неблаговидное поведение и испытывать лишения.

Научитесь говорить «нет»! Слово «нет» - один из основных способов установления границ. Научитесь отказывать своему ребенку. Это необходимо, т.к. не все то, чего желает ребенок для него действительно необходимо и полезно. К тому же, таким образом, ребенок сможет осознать, что не все в жизни можно получить, щелкнув пальцами, порой необходимо потрудиться для того, чтобы получить желаемое. И наконец, это научит ребенка считаться с желаниями и потребностями других людей.

Не поддавайтесь на провокации и держите свое слово! Например, если ребёнок за нарушение правил был лишен на неделю прогулок, то не в коем случае не сокращайте срок ограничения! Ребёнок может бунтовать или же начать демонстрировать примерное поведение, показывая, что он уже исправился. Всё это попытки настоять на своем и в очередной раз избежать последствий. Дайте понять ребенку, что вы его любите и понимаете, но ограничение прогулок не будет отменено.

Не допускайте того, из-за проступка ребёнка страдала вся семья. Если, например, из-за позднего возвращения домой вы запретили ребёнку идти в выходной день в зоопарк, то это вовсе не значит, что теперь вся семья лишена возможности хорошо провести время   в зоопарке. Скажите ребёнку о том, что вам очень жаль, что он не сможет пойти вместе с вами, т.к. на этой недели он неоднократно возвращался домой позже оговоренного времени.

Поощряйте ребёнка за его конструктивное поведение. Говорите ему о том, как для вас это значимо. Если вы пообещали вознаградить ребёнка новым диском с мультиками или сладостями за его примерное поведение, то помните об этом и держите свое слово.

Формирование границ – это серьезное испытание как для вас, так и для вашего ребенка. Говорите ему о своей любви, поддерживайте его. Ведь пытаясь сформировать у ребенка границы, родитель действует из любви, проявляет заботу о благополучном будущем своего чада.