Применение восстановительных технологий

отделением медиации по случаям семейных конфликтов с участием детей.

 

Педагог-психолог отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Хованская Татьяна Валерьевна

 

 

Дружный коллектив нашего центра совместно оказывает поддержку несовершеннолетним и их семьям. Хорошо зная работу коллег, специалисты помогают друг другу. Нередко после процедуры медиации семья переходит на сопровождение в отделение консультирования, а специалисты отделения консультирования или мобильной социально-психологической работы рекомендуют своим клиентам участие в восстановительных программах.

Большим спросом пользуются восстановительные технологии в работе с семьей, как методы самостоятельного принятия членами семьи решения о семейном взаимопонимании и эмоциональном благополучии ребенка.

В соответствии с принципами добровольности и принятия ответственности участие семьи в программах возможно при условии, если все ее члены согласны и готовы ответить на главный вопрос: «А что именно я могу сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему». Важно, что уже на этапе предварительной работы эти семьи самостоятельно берут на себя ответственность и начинают решать свои проблемы.

Семейная восстановительная медиация — это встреча члена семьи и ребенка с целью восстановления отношений в докризисное состояние. Принимают участие в семейной медиации дети от 10 лет (можно и с 8 лет, но с учетом эмоционально-личностного развития ребенка). Договор (или протокол о результатах встречи сторон) передается членам семьи.

Семейная конференция предполагает, прежде всего, соблюдение интересов ребенка. Метод семейные конференции помогает каждому члену семьи самому отвечать за свои действия, но при этом уважать личные взгляды других членов семьи. Через диалог участники программы принимают решения и разрабатывают совместные действия. Итогом встречи становится «план семьи», в нем семья отражает все шаги по преодолению кризисной ситуации.

Работа с семьей, обратившейся за помощью в отделение медиации, начинается с оформления заявления на проведение восстановительной программы. Это важный этап, который позволяет проанализировать социальное окружение ребенка, запрос и возможности семьи.

Заявление на проведение восстановительной программы

Имя ребенка (детей):

 

Возраст:

 

Адрес:

 

Номер телефона ребенка:

 

Где в данный момент живет ребенок

 

Имена и адреса близких членов семьи:

Мать(другое)

Отец (другое)

Брат, сестра

Имена и адреса других членов семьи:

 

Бабушка

Дедушка

Другое

Имена и адреса людей, важных для ребенка:

 

Культурное наследие семьи:

 

Родной язык семьи:

 

Особые пожелания семьи:

 

Имена и адреса специалистов, имеющих отношение к семье:

 

Кто подает заявление:

 

Дата заявления:

 

Мотивация для восстановительной программы:

 

Краткое описание проблемной ситуации:

 

Без глубокого анализа ситуации сложно сразу решить, какую именно восстановительную программу можно предложить семье. А без информации о близком окружении ребенка – невозможно правильно определиться с видом помощи и поддержки. Поэтому, только после обязательных предварительных встреч со всеми заинтересованными лицами решается, какая именно восстановительная программа подходит для ребенка в данной ситуации. Такая предварительная работа занимает много времени у специалиста, но позволяет максимально прояснить ситуацию и наметить пути ее решения. В среднем, проводится по 5-12 встреч с членами семьи, ребенком, заинтересованными специалистами (первая встреча с заявителем, встреча с семьей, встреча с законным представителем ребенка, встречи с ребенком, отдельные встречи с членами семьи и специалистами, итоговая встреча с заявителем или законным представителем ребенка).

Если семья участвует в семейной конференции – итогом работы становится план семьи, который подписывается участниками встречи, указанными в плане.

План семьи (ФИ ребенка)

Что

Кто

Когда

 

 

 

В первом столбце (что) семья прописывает каждое конкретное действие по решению сложившейся ситуации. Во втором столбце (кто) – лицо, которое это действие будет совершать. В третьем столбце важно указывать реальные сроки выполнения указанного действия. Фразы «всегда или постоянно» могут привести к срыву исполнения плана семьи, поэтому на предварительных встречах обсуждается реальный временной период от 1 месяца до полугода.

Если конфликтная ситуация может быть разрешена силами двух сторон (взрослого и ребенка) – проводится семейная медиация, в результате которой стороны подписывают примирительный договор. По нашему мнению, примирительный договор между членом семьи и ребенком должен быть предельно простым и понятным. Поэтому мы разработали данную форму.

Примирительный договор

Участники программы примирения в лице_________________________________

провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в________

и пришли к следующим договоренностям__________________________________

Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее: _____________________________________________________________

Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном завершении будет________________________________________________

Несовершеннолетний____________________________________________­­­______

Взрослый____________________________________________________________

Посредник____________________________________________________________

В примирительном договоре важно учесть все пожелания и предложения ребенка, даже высказанные на предварительных встречах. Временной промежуток исполнения договора также должен быть определен, все действия - конкретными и исполнимыми.

Восстановительный подход – ресурсное направление работы при решении семейных конфликтов. Семье никто не дает советов, не говорит, как поступить, не ломает семейный уклад. Если семья сама принимает решение – то выполняет его в 100% случаев.