Настоящее восстановление справедливости.
                                                               Педагог-психолог отделения медиации
                                            ГБУ АО «Центр «Надежда»
                                                   Хованская Татьяна Валерьевна

   В настоящее время специалистами отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» в отношении несовершеннолетних реализуются следующие восстановительные программы:
  1. Медиация (решение конфликтных ситуаций между сторонами с помощью третьего, независимого лица – медиатора);
  2. Семейные групповые конференции (объединение семьи, специалистов и иных заинтересованных лиц для решения проблемы ребенка);
  3. Круги сообщества (решение конфликтных ситуаций в группе).
   Эти технологии относятся к восстановительным практикам, так как восстанавливают отношения людей в докризисное состояние. В чем же преимущество восстановительных практик перед традиционными? Люди становятся более гибкими и открытыми. Они более счастливы и имеют больше шансов на позитивные изменения, когда власть и специалисты делают что-то совместно с ними, а не для них и не за них.
    Цель данных практик - в восстановлении справедливости таким образом, как ее понимают сами участники конфликтной ситуации. Восстановительные практики позволяют членам семьи, близким, друзьям, просто причастным людям собраться вместе, чтобы изучить, как каждый человек был затронут данным событием. Они отвечают на вопрос, что нужно сделать, чтобы уменьшить нанесенный вред, удовлетворить потребности пострадавшего и выслушать правонарушителя.
   К сожалению, при традиционном подходе не предусматривается участие сторон в процессе принятия решений, затрагивающих их. Важно выслушивать мнение каждого из участников ситуации ив реальности принимать его во внимание.Новизна восстановительных технологий состоит в восстановлении отношений конфликтующих сторон, их исцелении, преодолении различных форм отчуждения, восстановлении социальных связей.
    Восстановительный способ реагирования на конфликты, в отличие от традиционного, предполагает, прежде всего, ответственность нарушителя, а не его наказание. Этот прием является эффективным воспитательным методом при работе с трудными детьми и их семьями.
   Для полного разрешения конфликтной ситуации также необходимо прояснить мотивы проступка и способы его решения всем, кто затронут проблемой.Крайне важноубедиться, что каждый участник четко понимает решение и то, что от него ожидается в будущем для его исполнения.
   Всего этого можно достичь только через свободные высказывания всех участников встречи и ихсовместное решение сложившейся ситуации. Кроме этого, в отношении правонарушителя важно, чтобы центральным был не вопрос определения вины (о вине в восстановительном подходе не говорят), а реальное заглаживание причиненного вреда,подробное обсуждение того, что можно сделать, чтобы событие не повторилось. Только тогда ситуация может измениться.
    Таким образом, при использовании восстановительного подхода, создается инновационная практика решения любой конфликтной ситуации (межличностной, групповой или семейной) через своеобразный «перекресток», где учитываются интересы несовершеннолетнего, интересы семьи, интересы окружающих и интересы государства.
    Из всего вышесказанного вытекают принципы восстановительного подхода:
1. Добровольность участия;
2. Информированность сторон;
3. Нейтральность медиатора;
4. Конфиденциальность процесса медиации;
5. Ответственность сторон и медиатора;
6. Заглаживание вреда обидчиком.
    Восстановительный подход, наверное, единственный, где глубоко прорабатываются потребности человека, попавшего в конфликтную ситуацию. Любой человек желал бы при решении его проблемы:
• восстановить чувство собственной безопасности;
• получить возмещение ущерба;
• получить ответы на вопросы: «Почему данная ситуация произошла именно со мной?»;
• изложить свою точку зрения на произошедшее;
• убедиться, что никто не будет мстить;
• конфиденциальное разрешение конфликта;
• избавления от клеймения и отвержения, стремления вернуться в общество;
• исправления сложившейся ситуации;
• «не стать врагами»;
• донести до другой стороны свое мнение, свою позицию.
     Восстановление справедливости в рамках восстановительного подхода видится нам в следующем:
  1. Важно, полезно и справедливо предоставить слово всем заинтересованным лицам. Чтобы все вовлеченные люди высказались, выразили и предложили способы решения проблемы.
  2. Действие должно происходить на нейтральной территории - вне стен правосудия, государственных органов: без мести и последствий, чтобы каждый человек, каждая из сторон выразили свои чувства.
  3. Ресурсы участников конфликта, их семей – основа восстановления отношений.
  4. Во время встречи каждый может выразить свои чувства и переживания без осуждения других. Каждый может предложить ту помощь, которую именно он может оказать.
    Только при соблюдении этих условийвосстановление отношений действительно возможно, и отношения возвращаются в докризисное состояние.