Четыре заповеди мудрого воспитателя

Ребенка нужно не просто лю­бить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем лич­ность! Не забывайте также о том, что вос­питание - процесс «долгоигра­ющий», а значит, и мгновенных результатов ждать не приходит­ся. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ва­ших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте о том, что вы можете сделать для того, чтобы ситуация со временем из­менилась.

1.     Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите фраз вроде: «Вот Маша в четыре года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты тюфяк - тюфяком». Зато ваш Вася кле­ит бумажные кораблики, «се­чет» в математике и т. д. На­верняка найдется хоть одно дело, с которым он справляет­ся лучше других. Так похвали­те его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2.     Никогда не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей как про­сто информацию. Ведь вас са­мих сообщение о том, что пре­зидент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не пере­полняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Ми­шенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в при­сутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться не­чем - лучше все равно что-нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше всех умеет». И пусть все смот­рят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!     

3.     Перестаньте шантажи­ровать.

Навсегда исключите из сво­его словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тут лежу, болею, а ты...», «Я тебя растила, а ты...» и т. п. Это, граждане родители, на языке уголовного кодекса на­зывается «шантаж». Самая" нечестная из всех попыток ус­тыдить. И самая неэффектив­ная. Знаете, что отвечают на подобные фразы  99  процентов детей? «А я тебя рожать меня не просил!»

4.     Избегайте свидетелей.

Если действительно возни­кает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и ре­шительно увести его с места происшествия. Чувство соб­ственного достоинства прису­ще не только взрослым - по­этому очень важно, чтобы раз­говор состоялся без свидете­лей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя - это необходимо. Вот тут, кстати, призвать малыша к стыду вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и полезную роль тормоза, не по­зволяющего совершать небла­говидные поступки.

Главное - не забывать, что у всего должна быть своя мера.