Ежегодно множество родителей задается этим вопросом: в каком возрасте отдавать ребенка в школу?

Спорят, приводят весомые и значимые аргументы, составляют программы... О детях при этом вспоминают далеко не все. Измученные родители крутят головами, отслеживая, какая же версия окажется правильной – отдавать ли ребёнка в школу с шести лет, с семи, а может, и вовсе с пяти? И как ответить малышу, если он хочет пойти в школу?

В пользу шести лет приводятся аргументы типа: «он/она – очень развитый ребенок», «мальчику лучше пойти в школу с 6 лет, чтобы успеть поступить до армии», «дети моих знакомых пошли с шести – и ничего» – и еще множество других резонов.

Все таки правы те, кто считает, что детство должно быть длинным. Не для того человечество стремилось к цивилизации, чтобы сокращать период детских лет. И хотя многие родители говорят, что не стремятся вырывать ребенка из детства, на практике именно этим они и занимаются. Дети в возрасте 6-7 лет готовятся к школе. Очень хорошо, если они уже вооружены необходимыми знаниями. Конечно, каждому родителю этого хочется, а про восприятие мира маленькими детьми они либо не знают, либо забывают. Современные родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Им невдомек, что таким образом они могут заложить фундамент его будущей безграмотности. Дети, которые начали читать до того, как осознали окружающий мир, не видят за словами образов. Поэтому, отправившись в школу, такой ребенок начнет безграмотно писать. Ведь слова для него – это просто закорючки на бумаге, ассоциаций они не вызывают. Не надо торопиться и отдавать ребенка в школу раньше времени. Психология дошкольников и школьников имеет существенные различия. Отдавая малыша в школу с шести лет, родители рассуждают, что раз читает, значит, пора учиться. Однако обучение шестилеток и семилеток разное в принципе. Но учат таких детей, как и всех в классе. Никто же не будет индивидуально заниматься с ребенком, если кроме него в классе еще 20 детей. Известный психолог Д. Б. Эльконин вообще был против того, чтобы дети 6 лет уходили из детского сада в школу. Чем младше ребенок, тем чаще надо менять методы обучения, ведь у малышей и развитие идет интенсивнее, причем на другом психологическом уровне. Школьными программами это совершенно не предусмотрено.

Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например, если ребенок отлично считает – это еще не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете в течение не менее 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? (А это колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что его мелкая моторика готова к воспроизведению тех элементов, которые предусмотрены в возрасте 7 лет – а именно к этому возрасту окончательно «созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков). И вообще – хочет ли он сам в школу?

Плюс еще важный момент: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых; задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий.

И, кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, если еще такая штука, как здоровье и иммунная нагрузка. То есть, первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, имел силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям.

Существуют методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребенка к школьному обучению. Данную диагностику может провести любой педагогический или детский психолог. Если вы сомневаетесь в силах и подготовленности к школе своего ребенка, сходите на консультацию к психологу и проверьте потенциал своего чада. Если по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребенок к школе готов – нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет – стоит все же подождать, пока организм окрепнет и наберется сил, а нервная система созреет.

Как правило (без натяжек и без учета родительских амбиций, искажающих картину), реально к обучению в школе с 6 лет готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в традиционное время, какие бы резоны не приходили на ум родителям, потому что от успешности адаптации к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка, его самооценка, причисления себя к «удачливым» или же к «неудачникам».

Поэтому, вместо того, чтобы руководствоваться мыслями об успехах детей друзей и знакомых или же соображениями об армии, относящимися к туманному будущему, лучше трезво оценить настоящее и обеспечить своему ребенку удачный старт в эстафете длиной в целых 11 лет.