Конфликты в семье и их влияние на психологическое здоровье ребенка.

«Взрослые смеются над детьми, которые в свое оправдание ноют: «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же»

Амели Нотомб

Подготовили:

педагоги-психологи

Герасимова Д.Е., Клюшова О.В.

Семья является важнейшим институтом социализации несовершеннолетнего. Именно в ней, под влиянием родителей (законных представителей), ребенок получает первый опыт общения, формируется его личность, определяются нравственные нормы, ценности, стандарты поведения в обществе, а психологический климат в семье влияет на физическое и психологическое здоровье.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение понятия «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков (Устав ВОЗ, 1946 г.).

При рассмотрении понятия психическое здоровье и психологическое здоровье несовершеннолетнего существует ряд отличий, заключающиеся в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом.

Для психического здоровья за норму принимают отсутствие патологии, для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих несовершеннолетнему адаптироваться в обществе, принимать других людей, развить в себе чувство к прекрасному, достигать поставленные цели, реализовать себя.

Критерии, позволяющие определить психологическое здоровье ребенка:

- ориентирован на реальность, трезво оценивать ситуацию, без «ухода» в виртуальный мир;

- принимает себя и окружающих такими какие они есть;

- проявляет спонтанность, способен активно действовать под влиянием внутренних побуждений;

- умеет решать трудные ситуации конструктивно, не винит себя за ошибки;

- самодостаточен: умеет ставить цели и достигать их; занимается самообразованием; общается с интересными людьми, перенимает их опыт; адекватно воспринимает критику, в том числе негативную; учится рассчитывать на свои силы, но, при необходимости, может попросить и о помощи; воспитывает в себе силу воли;

- способен поддерживать близкие отношения с людьми. Обладает чувством юмора, креативностью и умеет отстаивать свое мнение.

«Все мы родом из детства» гласит знаменитое выражение. В жизни ребенка есть семья и значимые взрослые, те люди, которые имеют на него влияние, чье мнение ценится несовершеннолетним, которые играют огромную роль в становлении его личности. Когда в семье теплые, доверительные отношения, то ребенок растет психологически здоровым человеком, если в семье конфликты (между родителями, между ребенком и родителями), то они негативно отражаются на всей жизни подрастающего человека.

Прежде всего, важно понять, что такое конфликт? Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Семейный конфликт – конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям.

Совместная жизнь – это сложный процесс, конфликты возникают даже в самых дружных семьях. Семейные конфликты – один из факторов, нарушающих психологическое здоровье несовершеннолетнего. Конфликт – это не хорошо, и не плохо. Все зависит от того, как он будет решен: конструктивным или деструктивным способом.

При конструктивном способе решения члены семьи ведут диалог, умеют договариваться, мнение каждого важно. В этой ситуации нет проигравших, но и нет победителей, отношения между людьми сохраняются.

При неконструктивном подходе, может произойти эскалация конфликта, усиление враждебности, появляются обиды, недосказанность между членами семьи, формируются психологические травмы. Отсутствие безопасности негативно влияет на здоровье несовершеннолетнего.

Если в семье конфликты происходят регулярно, то это влияет на психологическое здоровье ребенка и приводит к целому ряду негативных последствий. Рассмотрим их подробно:

1. Поведение.

Регулярные ссоры в семье могут спровоцировать у несовершеннолетнего агрессивное поведение. Примерно к 2-2,5 годам усвоенные по подражанию навыки ребенка транслируются на взаимодействие с родителями, а затем и сверстниками. Поэтому «не работают» слова: «Не отнимай», «Поделись», «Вежливо попроси», если в семье законные представители привыкли настаивать на своем, прибегать к насилию и повышают голос при решении проблемных ситуаций.

Когда ребенок в полной мере овладеет речью, то в его лексикон прочно войдут «плохие» слова, используемые родители, и за которыми закреплены «ругательные» функции.

Дети, регулярно наблюдающие семейные ссоры, либо становятся главными провокаторами конфликта, либо замыкаются в себе, отстраняются от детского сообщества.

Семейные конфликты, происходящие за «закрытыми дверями», также негативно воздействуют на эмоциональное состояние несовершеннолетнего. Ребенок с рождения бессознательно считывает актуальное эмоциональное состояние окружающих, это залог его выживания. Когда мать спокойна, уравновешена, транслирует в мир положительные эмоции, то и ребенок спокоен, уверен в безопасности этого мира. Если родитель испытывает негативные эмоции (страх, гнев, тревогу), то и у несовершеннолетнего формируется повышенная тревожность, гиперпривязанность к матери (с ней страшно, а без нее еще страшнее).

Когда в семье не принято говорить о своих чувствах, ребенка ограждают от переживаний, то у него может сформироваться противоречивая позиция: «я чувствую, что с мамой не все в порядке, но мама говорит абсолютно другое». У ребенка возникает вопрос: чему верить – себе, своей интуиции, или словам взрослого? Когда ситуация периодически повторяется, несовершеннолетний постепенно перестает доверять себе, ориентируется исключительно на то, что говорят значимые взрослые. Такой ребенок во взрослой жизни обречен на зависимое поведение, потому что на себя опереться не может, не верит в свои силы.

В подростковом возрасте при хронических семейных конфликтах у несовершеннолетнего возникает желание уйти из дома, спрятаться от проблемной ситуации, что может станет причиной формирования склонности к бродяжничеству.

2. Жизненный опыт.

Этот фактор напрямую зависит от выше сказанного. Несовершеннолетний, наблюдая в родительской семье постоянные конфликты, применение физического и психологического насилия, начинает воспринимать подобное взаимодействие, как норму. Все это ребенок переносит в межличностное взаимодействие в детском коллективе, а после, в свою будущую семью.

Реакция на деструктивно разрешенный конфликт, в котором было применение любого вида насилия (физическое, психологическое, экономическое, сексуализированное), способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с низкой самооценкой, переживанием чувства вины, стыда, доминирования убеждения в собственной неполноценности и ущербности.

3. Ценности.

Трудно воспитывать в несовершеннолетнем любовь, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, когда в семье ребенок наблюдает агрессию, враждебность, неприязнь между близкими людьми.

4. Гендерные отношения.

Ссоры и конфликты в семье между законными представителями могут привести к тому, что ребенок будет вынужден принять сторону одного из родителей. Сильная неприязнь к отцу или матери может перерасти в глубокую ненависть и оставить свой след в детской душе на всю жизнь. Чаще всего это проявляется в виде агрессивности, которая направляется не только на нелюбимого родителя, но и на свое окружение. Первоначально ребенок был уверен, что он любим обоими родителями, но ссора между ними показывает, что он вне их интересов, ибо они заняты собственными проблемами. Вырванный из-под родительской защиты по вине того, кто первым (с точки зрения ребенка) затеял конфликт, несовершеннолетний испытывает чувство растерянности: «Сможет ли он справиться с трудностями без родительской поддержки?».

Кроме того, у мальчика может возникнуть чувство вины по отношению к матери за то, что он не смог помочь, не защитил ее от отца/отчима, что приводит к возрастанию агрессии и влияет на общении со сверстниками.

У девочки в будущем неосознанно может появиться желание «помериться силами» с будущим супругом, настоять на своем, доказать свою силу, что спровоцирует конфликты в будущей семье. Есть вероятность того, что девочка, которая была свидетелем жесткого обращения к матери со стороны отца / отчима, бессознательно будет стремиться к одиночеству, и навыков конструктивного выстраивания отношений с противоположным полом, к сожалению, не будет.

Часто бывает так, что дети один раз поддерживают папу, а другой раз – маму, так как хотят быть принятыми тем и другим родителем. Такой способ поведения является толчком к формированию эгоизма и лицемерия, ребенок быстро научается извлекать из конфликта выгоду.

5. Физическое здоровье.

Психика ребенка не справляется с постоянными семейными конфликтами, сопровождающимися стрессовыми ситуациями и проблема переходит с уровня психики на уровень тела в психосоматические проявления: нарушение сна, энурез, тики, аллергия, астма, заболевания ЖКТ и другие.

У несовершеннолетнего могут сформироваться «плохие» привычки: грызть ногти, подергивание ногами, сосание пальца, накручивание пряди волос, кусание губ и так далее.

6. Психические расстройства.

Постоянная нервозность, ожидание конфликтной ситуации, напряженность, невозможность принять чью-либо сторону, делает несовершеннолетнего возбудимым, тревожным, способствует развитию неврозов и психических заболеваний.

Кроме внешних конфликтов, есть внутриличностные конфликты. Внутриличностный конфликт сопровождается недовольством собой, своей внешностью, жизнью. Внутренняя неудовлетворенность собой будет искать выход в проецирование во внешнее окружение в виде постоянного недовольства, бесконечных придирок, эмоциональных срывов, обид, ярко проявляется в подростковом возрасте.

Что делать родителям?

- Создать для ребенка зону психологической безопасности, «выяснение отношений» между родителями должно проходить в корректной форме, не включая несовершеннолетнего в конфликт. После разрешения конфликтной ситуации, ребенок должны видеть, что родители помирились.

- Очень важно понимать источники собственного раздражения. Если причина в отношениях с партнером, то не стоит вымещать негатив на несовершеннолетнем, его психика может не справиться с таким испытанием.

- Если конфликт не удается разрешить самостоятельно, рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.

Помните, что только счастливые родители могут воспитать счастливых детей!

Список литературы:

  1. Бобрышов С.В., Ивакина В.В. Конфликты в сфере семейных отношений: социально-психологический аспект: учебное пособие. – Ставрополь: СГПИ, 2017. – 194с.
  2. Гумеров П. Семейные конфликты: Профилактика и лечение: Взгляд священника. – М.: Сретенский монастырь, 2016.– 384с.
  3. Данилина О.А. Последствия супружеских конфликтов для семьи, супругов, детей и общества в целом. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-supruzheskih-konfliktov-dlya-semi-suprugov-detey-i-obschestva-v-tselom?ysclid=lcyra9vv6o756775407
  4. Чжен Й. Стань себе родителем. Как исцелить своего внутреннего ребенка и по-настоящему полюбить себя. М.: Бомбора, 2020. – 192с.
  5. Семейные конфликты как объект работы семейного психолога – консультанта. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012. – 29с.
  6. Шталь С. Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки. М.: Бомбора, 2020. – 304с.