Школьная тревожность

Подготовили:

педагоги-психологи

Герасимова Д.Е., Клюшова О.В.

Когда ребенок приходит в школу – кардинально меняется как жизнь самого ребенка, так и всей семьи в целом. Школа – это место, где ребенок получает не только знания об окружающем мире, но и возможность взаимодействовать с разными людьми, учится планировать свои дела, ставить перед собой цели и достигать их. На все это ребенок затрачивает большое количество энергии, что в свою очередь вызывает повышенное напряжение, тревожность.

Школьная тревожность - это одно из наиболее широких понятий в психологии, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе или отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Специалисты, работающие с детьми, заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Однако психологи отмечают, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. У тревоги есть и польза. Её задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. В школетревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Вместе с тем, интенсивность тревоги не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, то ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, детилибо устраняются от деятельности, либо все свои усилия направляют на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматываются, что не в состоянии выполнять иные действия.

Что вызывает повышенную тревогу у детей? На появление тревоги влияют следующие факторы:

- Особенности нервной системы ребенка. Есть дети, которые изначально более ранимы, более чувствительны к стрессам, к повышенной нагрузке.

- Адаптация в школе. Этот фактор играет огромную роль как при поступлении в 1 класс, так и в период перехода в среднее или старшее звено.

- Отсутствие поддержки в школе (отсутствие друзей или хороших приятелей оказывает дестабилизирующее влияние на ребенка).

- Отсутствие постоянства правил в школе и дома.

- Успеваемость ребенка. Исследования показывают, что уровень тревожности ребенка находится в прямой зависимости от его успеваемости. Причем, самый высокий уровень тревожности — у «двоечников», у тех, кто учится на «тройки» он значительно ниже, а у отличников он снова резко повышается.

- Чрезмерные требования к ребенку со стороны взрослых (как со стороны родителей, так и со стороны учителя).

- Конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих.

- Потеря близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома.

По каким признакам взрослый может понять, что у ребенка уровень тревоги повышен? Маркерами могут быть:

- частые проявления беспокойства, а также большое количество страхов, причем страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит;

- стойкое нежелание ходить в школу, прогулы (сначала эпизодические, потом систематические), особенно в период проверочных и контрольных работ;

- низкая самооценка, неуверенность в своих силах, нерешительностью, безынициативность;

- повышенная чувствительность к неудачам, острая реакция на них (например, начинают рыдать или впадают в ступор),

- склонность отказываться от деятельности, где ожидают провал;

- склонность к вредным привычкам невротического характера(дети грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, жуют одежду или предметы, раскачиваются на стуле, перебирают мелкие предметы и др.);

- выражение лица частосерьезное, сдержанное, глаза опущенные, на стуле сидят крайне аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих;

- в поведении проскальзывают элементы более раннего детства: легко впадают в слезы, перестают делать то, что вроде бы давно умели, меняется речь на более детскую;

- раздражительность и агрессивность в поведении как способ снятия напряжения. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональныйдискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость вотношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк;

- на уроках пассивны, скованны, на переменах не могут найти себе место, стараются меньше принимать участие в общих делах, находятся «вне» коллектива;

- возрастает количество пропусков по болезни, дети чаще всего жалуются на головные боли, головокружения, боли в животе, беспричинные подъемы температуры, нарушается сон и аппетит.

Как родители могут помочь ребенку?

1. Избегайте работ, связанных с выполнение задания на скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

3. Практикуйте телесные игры (обнимания, тактильные игры, игровые массажи).

4. Научите ребенка самоконтролю: сосчитать до 5, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть и др.

5. Чаще хвалите ребенка, но так, чтоб он знал за что. Не «Миша, ты сегодня молодец!», а «Миша, у тебя сегодня отлично получилось решить сложную задачу по математике!».

6. Всегда обращайтесь к ребенку по имени.

7. Демонстрируйте образцы уверенного поведения. По возможности, контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учите только необходимым мерам безопасности. Не представляйте ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают опасности.

8. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Ставьте перед ним те задачи, которые он сейчас может решить сам, и задачи, которые он решит с помощью взрослого.

9. Если ребенку трудно дается учеба в школе, то пусть в его жизни будет кружок или увлечение, в котором он будет успешен.

10. Соблюдайте последовательность в требованиях.

11. Старайтесь минимизировать количество замечаний ребенку, постарайтесь максимально их предупредить, а с ребенком вместе поработать над исправлением. Например, ребенок пролил чай. Не стоит сразу делать замечание. Стоит попросить ребенка все убрать со стола.

12. Уменьшить количество наказаний. Ввести систему не наказаний, а последствий от проступка. Например, вводим правило «Сначала уроки, потом игры на телефоне». Предупреждаем, что если уроки не будут сделаны как договаривались, то в телефоне играть нельзя. Ребенок нарушает правило, наступает последствие – запрет телефона на четко обозначенный срок.

13. Даже прибегая к наказанию, не унижайте ребенка. Это не должно быть «прилюдно», не стоит оскорблять или физически унижать. Помните, что наказывая, вы транслируете свои негативные эмоции на собственного сына или дочь, но не способствуете исправлению поведения.

14. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Проявляйте безусловную любовь к своему ребенку.

Список использованной литературы:

  1. Годовникова Л.В. Сотрудничество учителя и психолога: преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска // Начальная школа. – 2004. – N12. – С. 57–60
  2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, корректность.- СПб.: Речь, 2006.-248 с.
  3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 304 с.
  4. Родителям и учителям. Помощь тревожному ребенку в семье и школе. [Электронный ресурс] -https://www.b17.ru/article/trevoga2/">URL:https://www.b17.ru/article/trevoga2/ (дата обращения 20.05.2022)
  5. «Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» [Электронный ресурс] -URL: https://kerch-skhool12.ucoz.org/Psiholog/pedegog/shkolnaja_trevozhnost.pdf (Дата обращения 23.05.2022)