Адаптация первоклассника к обучению в школе

Подготовили:

педагоги-психологи отделения медиации

Герасимова Д.Е., Клюшова О.В.

Как здорово, когда все первое! Первое сентября, первый раз — в первый класс,

первый звонок, первый урок, первая учительница и первая школьная любовь!

Начало осени для многих родителей и детей связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школе, но и с тревожным ожиданием адаптации к новым социальным условиям.

Прежде чем говорить о том, как помочь ребенку адаптироваться к школе, необходимо понять, что такое адаптация в целом. Под адаптацией чаще всего понимают приспособление человека к новым условиям, включение его в систему новых отношений и общественных связей, механизм социализации личности.

При поступлении первоклассника в школу, ребенок попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Школьная жизнь отличается от детского сада: режимом дня; переходом ребенка от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной деятельности. В отличие от детского сада, где дошкольники считаются самыми старшими детьми в детском коллективе, первоклассники являются младшими учениками образовательной организации.

В среднем период адаптации первоклассника длиться от 6-8 недель до 6 месяцев, в ряде случаев дольше. Сроки включения ребенка в новую социальную среду зависят от многих факторов, таких как семейная атмосфера, соматический статус ребенка, его личностные особенности, психологическая готовность к школе, степень развития социальных навыков, сложность образовательной программы, личность учителя и т.д.

Обычно выделяют три этапа адаптации. На первом этапе ребенок изучает обстановку, присматривается к новым условиям, изучает границы, нормы поведения и т.д. Этот этап физически сложен, первоклассника, напряжен, чрезмерно сосредоточен, реакции не всегда могут носить адекватный характер. Длиться этот период примерно 2-3 недели.

Следующим этапом будет приспособление ребенка к новым условиям. Он уже примерно знает как себя вести, эмоциональные реакции носят более спокойный характер. Длится этот период так же примерно 2-3 недели.

На последнем этапе окончательно закрепляются формы поведения, происходит оценка понятия «я - школьник», «я - ученик». Данный период длится от 5-6 недель до года.

Таким образом, адаптация первоклассника к школьной жизни процесс не быстрый, сложный и многогранный. Гармоничное протекание этого процесса невозможно без помощи взрослого, от которого нужны поддержка, разъяснения, уточнения или просто объятия. Родители должны понимать, что адаптация процесс временный и как она пройдет во многом зависит от поведения взрослого.

Прежде всего, дома для первоклассника необходимо создать спокойную доброжелательную обстановку, это не время для криков, скандалов, критики и выяснения отношений.

Вторым важным пунктом будет организация режима дня ребенка.

В первом классе ребенок впервые официально, в отличие от детского сада, не укладывается на дневной сон. Однако, эмоциональная и физическая нагрузка огромная, особенно в первые недели обучения. Именно поэтому важно обеспечить первоклассника полноценным ночным сном, по возможности и дневным. Ночной сон должен составлять не менее 9,5 ч., а укладываться ребенка на ночь лучше не позднее 21-21.30 ч. вечера.

Не менее важны регулярные длительные прогулки на свежем воздухе с активной деятельностью: подвижные игры, поездки на велосипеде, пешие прогулки. В этот период гораздо ценнее прогуляться на свежем воздухе, чем дополнительный урок английского языка или два листа в прописи.

Третий важный момент – режим питания. Родители, конечно, знают, что ребенок должен питаться регулярно и полезными продуктами. Но в начале школьного обучения отсутствие завтрака или его скудность негативно влияют как на процессе обучения, так и на процесс адаптации. Не менее важным остается обеденный перерыв. Многие дети отказываются от еды, предпочитая быстрые перекусы. Неполноценное питание не дает ребенку силы для дальнейшего обучения.

С первого дня в школе родители должны позаботиться и о соблюдении питьевого режима. Стоит сразу приучить ребенка брать с собой бутылку с водой и пить ее в течение дня.

Все эти меры будут способствовать сохранению физического здоровья ребенка, давая силы организму на адаптацию к новой среде, а не тратить их на выживание в тяжелых условиях.

Кроме благополучной атмосферы в доме, родители совместно с учителем создают благоприятную атмосферу в классе. Во многом адаптация ребенка к школе зависит от обстановки в детском коллективе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Со стороны родителей требуется активное участие в жизни класса по инициативе учителя (организация похода, выходы в театры, музей и др.). Но кроме этого родители по своей инициативе приглашают одноклассников своего ребенка на различные мероприятия. Как это можно организовать? Например, семья в выходные собралась в кино. В общей группе, чате приглашаются дети и родители, желающие в это время посетить данное мероприятие. Такие неформальные встречи позволяют родителям обучающихся ближе познакомиться друг с другом, но самое важное – это позволяет сплотить детский коллектив, найти интересные темы для обсуждения в классе. Когда дети воспринимают друг друга не только как «Машу-отличницу» или «Петю – двоечника», все это помогает учителю поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Кроме этого первокласснику необходима поддержка и забота близких людей. От того, что ребенок пошел в школу, он не перестает быть ребенком. Ему так же важны объятия, сказки на ночь, любимый плюшевый заяц на подушке. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.

Чрезмерное внимание родителей к успехам ребенка в школе не должно заменять интереса к самой личности ребенка. Да, у него сегодня не получилось красиво написать строчку в прописи, но он гораздо лучше, чем вчера прочитал текст в «Азбуке», или сам собрал рюкзак в школу. Найдите время, чтобы просто поговорить с ребенком, обсудить его желания и интересы, узнайте, как он себя чувствует. Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на протяжении всей школьной жизни вашего ребенка. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе.

Первые месяцы важна помощь родителей в организационных вопросах: помочь собрать рюкзак, правильно сделать записи в тетради, подготовить все необходимое к уроку. Это не значит, что начав собирать рюкзак в первом классе, родители это будут делать все 11 лет обучения ребенка в школе, но помощь первое время просто необходима.

Рекомендуется с ребенком выработать определенные алгоритмы действия: организация пространства для обучения, процесса выполнения домашнего задания, сбора рюкзака и пенала, хранения вещей. Ребенок должен четко понимать, где место для портфеля, где он может взять чистую рубашку, куда надо сложить использованные вещи, где будут лежать его учебники или запасные ручки.

Многих родителей интересует вопрос о включении первоклассника в дополнительное образование. Кажется, что именно сейчас надо занять все свободное время полезными занятиями. Но стоит помнить, что ресурсы организма ребенок весь первый класс тратятся на адаптацию к новым условиям. Лучше всего оставить только те дополнительные занятия, которые ребенок уже знает и умеет. Новые кружки и секции отложить до 2 класса.

Если родители часто видят ребенка уставшим, он с трудом засыпает вечером и просыпается утром, часто жалуется на одноклассников, на требования учителей, часто эмоционально не сдержан (плачет по пустякам, вдруг становится агрессивным, долго не может успокоиться), то это повод обратиться к специалистам. Эти явления – это первые сигналы нарушенной или несформированной адаптации к школе. Необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку. При помощи совместной работы педагога, психолога, родителей, дети с школьной дезадаптацией могут успешно приспособиться к школьной среде.

Существуют критерии, которые помогут понять родителям прошел ли процесс адаптации первоклассника к школе успешно:

- ребенок с удовольствием посещает школу, при этом понимает, что это место для учебы, а не для развлечения;

- после занятий не наблюдается чрезмерной усталости, ребенок бодр, не жалуется на головную боль или слабость, сохраняется хороший аппетит, сон спокойный, нет проблем с посещением туалета;

- ребенок с удовольствием рассказывает о новых друзьях в школе;

- ребенку нравится педагоги и процесс получения новых знаний в школе;

- ребенок не хочет возвращаться в детский сад;

- учитель чаще хвалит ребенка, отмечает его успехи, чем критикует поведение, несобранность, отсутствие желания заниматься на уроках.

В случае удачного сочетания всех перечисленных выше факторов первоклассник встает на новую ступень развития, включается в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе.

Для помощи в успешной адаптации ребенка к школе можно так же воспользоваться следующей литературой:

- Быкова А. Школьники «ленивой мамы». – М.: Эксмо, 2018 г. – 240 с.

- Дмитриева С.В. «Гвозди» для школы. ТОП-10 навыков будущего первоклассника. - ЛитРес: Самиздат, 2019 – 120 с.

- Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.

- Мельникова В.В. Три шага к отличной учебе! Практическое руководство для родителей и будущих отличников. – М.: Литера, 2012 г. – 64 с.

- Мирошина А.Б. Адаптация родителей к школе.– М.: Феникс, 2020 г.- 189 с.

- Модестова Т.В. Скоро в школу. Рекомендации родителям по выбору школы и решению проблем адаптации. – М.: Литера, 2014 г. – 80 с.

- Чудинова Е.В. Здравствуй, первый класс! Рабочая тетрадь для адаптации ребенка в школе (1-5 недели). – М.: Просвещение/Бином, 2021 г. – 64 с.

- Чуднявцев С.В. Как преодолеть школьные кризисы, или Психология современного школьника. – М.: Феникс, 2017 г. – 175 с.

Используемые источники:

  1. Алоева, М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе/ М.А. Алоева. Ростон-на-Дону. Феникс 2017 г. – 315 с.
  2. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
  3. Безруких М. Почему учиться трудно?/ М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. — М.: Семья и школа, 2017. – 310 с.
  4. Богданова, О.С. Причины школьной дезадаптации [Электронный ресурс] /О.С. Богданова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», – Режим доступа: http://festival.1september.ru (Дата обращения: 10.09.2021).
  5. Кузнецова Д. Адаптация ребенка к школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://homeschool.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/adaptaciya-rebenka-k-shkole (Дата обращения: 08.09.2021).