Шкрябина О.Н., Клюшова О.В., педагоги-психологи

отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

 

 

Родителям о школьной службе примирения

         Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, безусловно рассчитывает на то, что вся детская сосредоточенность и внимание будут сконцентрированы на получение знаний, и данный процесс не будет обременен какими-либо негативными внешними факторами. Другими словами, ребенок должен чувствовать себя комфортно, в безопасности. В идеальном представлении – это дружный класс, учитель, умеющий заинтересовать предметом и требующий обратной связи в соответствии со способностями и возможностями ребенка, хорошее настроение ребенка при разговорах о школе и желание учиться. Примерно так. Однако если посмотреть в реалии, как минимум среда не всегда представляет для ребенка комфорт. Многим из родителей хотя бы раз приходилось видеть своего ребенка расстроенным случившимся в школе или на ее территории конфликтом. Порванная куртка, синяк под глазом, рюкзак без лямок, слезы…Как говорят многие отцы, участвующие в программах примирения, их сыновьям необходимо пройти всё это, чтобы закрепить взрослость: «А мы как росли? Мы тоже дрались». Но хорошо, когда разошлись мирно после драки, принесли извинения и пожали друг другу руку. Редкий случай. Утро ребенка после серьезного конфликта в школе окрашено серым цветом. Его мысли сосредоточены на случившемся, концентрация внимания на процессе обучения снижена. Среди эмоций – злость, гнев, страх, стыд, иногда присутствует сильно выраженное желание отомстить. Именно эти эмоции и могут выступить впоследствии «зачинщиками» всё новых и новых столкновений, осложняющихся более серьезными последствиями: учет в полиции, неуспеваемость, потеря уважения среди одноклассников и учителей. А дальше медленно и верно происходит механизм «клеймения» личности ребенка: «плохой», «отстающий», «хулиган», «учётник» и разного рода другие… Самое неприятное во всем этом, что ребенок начинает верить в свой «приклеенный» статус, что способствует его дальнейшей криминализации.

            А теперь вернемся к конфликту и вопросу, а стоит ли взрослому обращать внимание на подобные конфликты в школе и принимать меры? Да, стоит. Такой вывод можно сделать из приведенной выше цепочки последствий неразрешенных конфликтов для ребенка.

            Конфликты в образовательной среде не ограничиваются только столкновениями в среде учащихся. Ребенок в доверительных беседах с родителем может признаться, что постоянно конфликтует с каким-то учителем или чувствует несправедливость с его стороны. И эта ситуация также при неоднократных жалобах может указывать на нарастающий конфликт, требующий некоторой доли вмешательства взрослых. Здесь не идет речь об активной защитной, «нападающей» позиции, в данном случае речь пойдет об обращении к специалистам на территории вашей образовательной организации, обученных помогать людям найти понимание в конфликтной ситуации. По-другому их называют школьными медиаторами. Такие специалисты осуществляют свою деятельность в школьной службе примирения. Обычно под данную структуру выделен отдельный кабинет, информацию о месторасположении школьной службы примирения и медиаторах можно найти как на сайте вашей образовательной организации, так и на информационных стендах учреждения.

            Школьная служба примирения (далее - ШСП) является частью школьной системы профилактики или социально-психологической службы образовательной организации, либо частью системы школьного самоуправления. В её состав входят учащиеся, педагоги и родители, действующие в образовательной организации на основе добровольческих усилий и реализующие восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, построению конструктивных отношений в школьном сообществе.

            Активисты ШСП проводят работу с подростками, помогают разрешать конфликты конструктивным и мирным путем. Главным методом работы является применение медиации. Службы примирения – это инструмент, который помогает решить задачу реагирования на противоправное поведение несовершеннолетнего. Работа медиатора направлена на воспитание ответственности правонарушителя не через наказание, а как обязательство по заглаживанию причиненного вреда.

            Все технологии, используемые в работе школьного медиатора, реализуется в рамках восстановительного подхода. Это системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда. Целью ШСП является распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте на основе общечеловеческих ценностей, таких как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужих.

Задачами ШСП выступают:

- Проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, семейных конференций) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

- Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

- Информирование обучающихся, педагогов и родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации;

- Профилактика агрессивных, насильственных и антиобщественных действий среди детей и подростков.

Наиболее популярными и реализуемыми на территории образовательных учреждений являются три вида восстановительных программ:

- Восстановительная медиация;

- Круги сообщества;

- Семейная конференция.

Остановимся коротко на каждой:

            Восстановительная медиация — это посреднический процесс или медиация (mediation) – это возможность обидчику и потерпевшему, в случае их добровольного согласия, с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) принимать активное участие в разрешении конфликтной ситуации.

            Заявку в службу примирения на проведения данной программы может написать как сам несовершеннолетний участник конфликтной ситуации, педагог, ставший свидетелем конфликта, так и родитель, услышавший от ребенка рассказ о произошедшем инциденте.

            Получив заявку, специалист службы примирения проговаривает с участниками возникшего конфликта возможность проведения встречи, на которой стороны смогут обсудить ситуацию и сами прийти к решению конфликта. Важным принципом таких программ является заглаживание вреда самим обидчиком. Как пример, можно привести драку, в результате которой один несовершеннолетний ломает другому очки. В данной ситуации есть некоторый причиненный вред, который необходимо загладить. Но кто это обычно делает? Родитель. Взрослый платит сумму на новые очки или ремонт, как это обычно бывает в стандартной ситуации без проведения программы примирения. Но тогда встает вопрос, как сам ребенок будет нести ответственность за причиненный вред?

            Программа примирения или восстановительная медиация как раз предусматривает, что несовершеннолетний должен на усмотрение своего родителя, отдавшего за него сумму за ущерб, осуществить определенные обязательства. Как пример, трудоустройство в летний период и возврат суммы родителям, если возраст ребенка это позволяет, либо определенные обязательства по дому на установленный сторонами срок и т.п. В каждой семье ребенка, за поступок которого ответили родители в денежном эквиваленте, на подобных встречах принимается собственное решение по поводу необходимых обязательств по заглаживанию вреда.

            Если учащийся обидел на улице пожилого человека, то на программе сам потерпевший может попросить юного обидчика о некоторой посильной помощи. Был случай, когда проникшие на территорию пожилого человека совсем еще юные школьники, взяли металлические предметы и скрылись. Потерпевший не стал предъявлять к их родителям материальных претензий, но попросил самих ребят помочь с уборкой дров, на что ребята с удовольствием согласились. Заглаживание вреда подобным образом было занесено в примирительный договор между конфликтующими сторонами.

Важным моментом в реализации программ примирения является возможность обеим сторонам достичь понимания и проговорить, что можно сделать, чтобы не повторялись подобные ситуации.

Еще одна интересная программа – круг сообщества. Проводится она для решения конфликтов с большим числом участников. Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления пострадавшего (когда не требуется решение), по ситуациям правонарушения несовершеннолетних и пр. В Круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.

              Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. Поводом для проведения круга в классном коллективе может явиться нарушение дисциплины или ситуации травли. Ведущий круга в таком случае задает тему проведения круга «Как сделать наш класс дружнее». Не называя имен, уважая каждого, ребята открыто делятся моментами, которые беспокоят их в классе, а потом каждый принимает ответственность за построение в своем коллективе дружной, безопасной атмосферы.

              Круги проводятся и с взрослыми участниками образовательного процесса. Поводом для проведения программы может явиться трудная жизненная ситуация одного из учащихся, подготовка к значимому мероприятию, либо возникшая проблема, требующая от педагогов или родителей некоторых действий.

              Результатом проведения круга сообщества становится принятие личной ответственности каждого человека, которого затрагивает ситуация конфликта или любая другая ситуация обсуждения, за её разрешение. Действия по разрешению фиксируются в план, где также прописаны сроки выполнения.

              Круги действительно эффективны. Это отмечают как классные руководители, от которых мы имеем возможность получить обратную связь, так и администрация учреждения. В классах, где регулярно проходят классные часы и обсуждения в данной форме, не только отсутствуют конфликты, но и стремительно повышается успеваемость. Это подтверждают и исследования, проводимые медиаторами в своих образовательных организациях.

              И третья программа, проводимая в ШСП - семейная конференция. Проводится она не во всех службах примирения, так как требует от специалистов дополнительной профессиональной компетентности. Поводом для проведения данной программы может стать любая проблемная ситуация ребенка. В ходе проведения конференции собираются все, кого ребенок считает своей семьей, а также в ком он видит ресурс помощи и поддержки (самые близкие друзья, если сам ребенок этого пожелает). Силами семьи ребенка он выходит из сложной ситуации. Это минимизирует вовлечение органов и систем в жизнь семьи и дает возможность ей самой справиться с трудностями. План семьи, составленный его членами на программе с конкретными сроками исполнения, способствует мобилизации каждого участника встречи в направлении решения проблемы ребенка. Родитель, заинтересованный в подобной программе, может сам подать заявку в ШСП на её проведение. Если в службе не окажется обученных по программе специалистов, заявку можно перенаправить в отделение медиации ГБУ АО «Центр «Надежда».

              Добровольность, конфиденциальность, ответственность, нейтральность ведущего по отношению к участникам программ, достаточная краткосрочность, высокая результативность в решении проблем и конфликтов создают определенное преимущество восстановительных программ перед другими видами социальной и психолого-педагогической помощи. Это тот инструмент, который действительно помогает создать безопасную, принимающую атмосферу для ребенка в процессе обучения. Понимая, что на сегодняшний день на территории образовательной организации он существует, каждый родитель может беспрепятственно обратиться за решением проблемной ситуации в школьную службу примирения.