Автор: Хозяшева Анастасия,

педагог-психолог отделения консультаций

 

Как помочь ребенку с выбором профессии?

Рекомендации для родителей

      Когда ребенок достигает подросткового возраста и ступает на порог окончания школы, всегда возникает вопрос: «А что дальше? Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать?». Несомненно, этим вопросом озадачены не только школьники, но и их родители. Давайте разберемся, какие существуют критерии выбора профессии, чем же могут помочь родители и как могут навредить?

До недавнего времени профориентологи пользовались формулой «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» [2].

mogu nado

В соответствии с такими критериями, человеку проще сделать выбор объективно взвесив свои интересы, способности и спрос на рынке труда.

В последнее время специалисты отмечают, что формула «ХОЧУ-МОГУ-НАДО» не работает в отношении школьников. Это связано с тем, что подростку сложно адекватно взвесить все параметры. Он должен хорошо ориентироваться в мире профессий, иметь современную информацию о спросе на рынке труда (а рынок труда меняется очень стремительно). Ребенок должен хорошо знать свои способности и возможности здоровья, соотносить их с профессией.

Однако, сейчас профориентологи отмечают, что основным критерием выбора профессии становится соответствие профессии выбранному «образу жизни». Сейчас более важно не найти «одну единственную идеальную» профессию, а скорее избежать ошибочного выбора, приводящего человека к стрессу [1,3].

В процессе профессионального самоопределения ребенку может помочь взрослый. Самый простой способ – ИНФОРМИРОВАНИЕ. Родители могут подобрать профконсультанта, который поможет дать объективную информацию о профессиях, проанализировать состояние рынка труда. Также родители могут познакомить с представителями разных профессий (ими могут быть ваши знакомые). Некоторые крупные организации предлагают экскурсии для школьников, где знакомят детей с работой изнутри.

Также можно предложить подростку «УСТРОИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ», т.е. предоставить возможность примерить на себя ту сферу профессиональной деятельности, которой интересуется ребенок. Например, устроить старшеклассника во время летних каникул в интересующей его компании на самую низкую должность.

И самый важный способ помочь ребенку в выборе профессии – это «ОБСУЖДЕНИЕ». В доверительном разговоре вы можете помочь прояснить какими критериями пользуется сам ребенок, какие перспективы развития видит в выбранной сфере. Предложите помечтать вместе, отодвинув различные «У меня не получится», «Мне не поступить», «В этой профессии мало зарабатывают». А вот осознав желания и склонности можно проанализировать возможности. Также поделитесь своим опытом выбора профессии, какие были у вас трудности, что помогло вам сделать выбор, как вы сейчас относитесь к работе. Цель такого разговора – поддержать, показать, что вы успешно прошли этот период.

В момент подготовки к экзаменам и выбора специальности ребенок испытывает множество чувств от легкого волнения до сильнейшей тревоги. Но иногда, ребенок спокоен, не предает жизненно важное значение профессиональному самоопределению, и тогда тревожиться начинает родитель. Родительская тревога растет и затмевает все. Это чувство возникает тогда, когда нет определенности, нет четкого и ясного плана действий, нет представления о дальнейшей картине развития событий.

Важно осознать, что вы тревожитесь и определить, с чем именно это связано. Например: «Я тревожусь, что мой сын может не сдать экзамены на высокий бал и не поступить на бюджетное место». Далее попробуйте четко обозначить запасные варианты, если вдруг событие, связанное с вашей тревогой наступит. Например: «Если мой сын не сдаст экзамены на высокий бал, то он пойдет работать официантом в этом году; будет заниматься с репетитором; пойдет в армию и т.д.». Помните, что важно не то, где будет дальше учиться ребенок или кем потом работать, а то на сколько он будет счастлив в этой жизни! Позвольте ребенку взять ответственность за выбор профессии на себя. Он начинает взрослую жизнь, где предстоит принимать судьбоносные решения самостоятельно.

Список использованных источников:

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития - М.: Академия, 2006. - 240 с.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.  

Пчелинова В. В. Направленное интервью Формула профессии // Психология общения. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Бодалева. — Изд-во Когито-Центр Москва, 2011. — С. 543–544