Автор:

педагог-психолог

отделения консультаций

Н.С. Починкова.

 

 Легко ли быть родителем?

Куда уходят ресурсы?

Быть родителем в современном мире. О чем это сегодня? Уже не нужно выживать, не нужно добывать, не нужно бороться. Современный родитель-счастливчик, у которого само варит, само убирает, само стирает, само моет, откуда-то само развлекает.

  • Что еще нужно?
  • Почему так сложно?
  • Почему же по-прежнему тяжело, и нагрузка кажется такой огромной, почему же так сложно быть довольным собой?
  • Почему главный дефицит сегодня - ресурс родителя?

Родитель без ресурса не может построить отношения с ребенком, не может помочь своему ребенку, не может обеспечить ребенка необходимым!

Разберем, что изменилось за последние десятилетия, где изменился фокус внимания. Хозяйственные заботы и заботы о выживании отошли на второй план. Что вышло на первый?

  • Информационная нагрузка. В современном мире человек не отключается, постоянно на связи, это здорово разряжает батарею. Поток и доступность информации во всех сферах делает нас специалистами по всем вопросам и автоматически передает нам ответственность в полной мере. Мы больше не доверяем слепо докторам, воспитателям, учителям, политикам и производителям обуви. Мы должны каждый день принимать десятки решений, обрабатывать огромные массивы информации.
  • Отсутствие безопасного пространства, свойственного небольшим населенным пунктам и прежнему образу жизни - дворами, небольшими улицами, постоянно, всю жизнь живущими рядом группами людей. Сегодня соседи меняются, дома вмещают сотни семей, пространств, принадлежащих одной группе, практически не осталось. И значит нельзя выпустить ребенка и крикнуть через три часа - Саша, Маша – обедать.
  • Нагрузка по обеспечению досуга. Выбор друзей, сопровождение, присутствие, развозка. Кружки, мероприятия, театры, Диснейленды, лего-города. Увеличение доступности приводит к выбору досуга в радиусе 100 км (это я про выставки в Вене молчу). Раньше никому бы в голову не пришло ехать на кукольный спектакль за тридевять земель. Празднования дней рождения с десятками друзей, огромным количеством антуража, подарков, угощений. Отпуск несколько раз в год за границей – логистика, организация. Кто раньше летал на самолете всей семьей, включая грудных младенцев по три раза в год?
  • Обеспечение безопасности окружающего пространства – многочисленные приборы, техника, излучение, опасные материалы игрушек. В том числе и обеспечение информационной безопасности - допустив ребенка к интернет-сети, мы должны полностью погрузиться в изучение информации, которая огромной волной накрывает и нас, и детей. Отобрать ютьюб каналы, мультики, передачи и т.п. - все это целая профессия и бесконечные затраты времени.
  • Информационная нагрузка на детей. Деструктивное перевозбуждение детей, не связанное с познавательной активностью. Когда ребенок не научается в процессе активности, а теряется. Это телевидение, интернет, приставки, компьютерные игры. Дети, как будто высвобождают для нас время, будучи занятыми этой деятельностью. Но это иллюзия, момент. В долгосрочной перспективе это способствует повышению сложности воспитания. На самом деле это перевозбуждает нервную систему и отдаляет, ослабляет связь с родителем, способствует осложнениям в отношениях и выращивании детей.
  • Выбор образовательных маршрутов, сравнение методик, мест, способов рейтингов, отзывов. Необходимость в постоянном обучении для себя и для детей. Выбор, решение и собственно сам непрекращающийся никогда процесс обучения. Высокие стандарты в образовании и огромные нагрузки практически с раннего детства. Родители учатся быть профессионалами, творческими людьми, спортсменами, массажистами, учителями, экспертами по всем вопросам и собственно родителями. Дети учатся быть готовыми ко всем возможным вариантам жизни. Родители учатся быть прогнозистами для всех возможных жизненных сценариев детей. И так до бесконечности.
  • Образовательные требования и нагрузка. Требуется внимание родителей. Начиная с детского сада участие родителей в обучении ребенка в садике и школе обязательно - поделки, уроки, сложные задания. Все начинается очень рано и имеет угрожающие масштабы. Кроме очевидной кражи времени еще и вносит разлад в отношения в семье. Редко кто остается спокойным после вечера уроков. Папа, мама, дети - все направили свой ресурс, чтобы помириться после сделанных уроков.
  • Большой выбор всего для детей – товаров, времяпровождения, гаджетов. И они под этой нагрузкой выполнения функций взрослого человека (выбор, ответственность, решения) просто с ума сходят. А это опять круг нагрузки в отношениях, взаимной фрустрации.
    Банально нет времени объединится, общаться, узнавать своего ребенка. Мало опыта тела. Водим куда-то, где много фрустрации и нагрузки, учим, воспитываем, тревожимся. Не лежим на сеновале и не смотрим вместе в звездное небо. Больше разъединяющих ситуаций, чем объединяющих. Это делает процесс выращивания ребенка особо затратным.

Можно, наверное, еще продолжить. Но в принципе этого достаточно, чтобы осознать, куда уходит ресурс. Мир изменился. Человек учится жить по-другому.

А вот где родителю взять ресурс на время с собой, время с ребенком, время вместе?

Самое честное, что может сделать родитель, прежде всего для себя – это проанализировать, в какой момент он потерял свою энергию, признать, что проблема есть и начать работать над улучшением.

 

Родительский ресурс - это то, о чем стоит помнить, думать, ставить во главу угла и заботиться об этом каждый день!