«Способы преодоления страхов у детей и подростков»

 

Авторы:

 педагоги-психологи

 отделения консультаций

Колмогорова Д.С.,

 Осюкова И.А.,

 Попкова И.Н.

 

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают уменьшить интенсивность переживаний. Дети же не всегда понимают, что с ними происходит и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает ребенка, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

 

Если ребенок жалуется, что он чего-то боится, это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ним, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при адекватной реакции взрослых и правильном отношении к ним, в скором времени бесследно исчезают.

 

В подростковом возрасте человек уже имеет определенный опыт распознания и проживания тех или иных эмоций. Поэтому с некоторыми пугающими переживаниями ему можно предложить справиться самостоятельно, при этом, конечно же, поддержка со стороны взрослых также имеет важное значение («Ты справишься, я в тебя верю, я рядом»).

 

Итак, что же такое страх?

Страх  это эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании (Ю.Щербатых).

Страх бывает полезным и вредным.

-   Полезный страх предупреждает об опасности. В этом состоит главная функция страха. Такие страхи нам нужны и не стоит стремиться от них избавиться.

-   Вредный (дисфункциональнй) страх часто мешает человеку проявить себя, тормозит его развитие, приводит к эмоциональному и физическому истощению, так как организм расходует слишком много энергии на постоянное переживание этих страхов. Именно такие страхи необходимо уметь распознавать и преодолевать.

У детей 7 – 11 лет чаще всего проявляются следующие страхи: смерти (своей или близких); каких-либо животных; кошмаров; пожара; темноты; потустороннего мира; школьные страхи (страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; страх порицания).

Подростки чаще испытывают социальные страхи: перед общением с малознакомыми людьми, необходимостью оказаться в центре внимания, быть замеченным; страх выглядеть нелепо, беспомощно; страх, что другие заметят твой испуг.

Как помочь ребенку справиться с дисфункциональным страхом?

1. Примите чувства ребенка, проговорите ему о том, что бояться – это нормально. Он может бояться чего угодно. Даже если вам кажется, что это пустяк, важно принять чувства ребенка и понять, что сейчас ему действительно страшно.

2. Поделитесь своим опытом, расскажите ребенку о том, чего вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3. Меняйте установки: страх, возникший к какому-то определенному объекту может распространять на все похожие объекты. Например, однажды испугавшись собаку, ребенок боится всех собак. В такой ситуации нужно постепенно менять у ребенка сложившийся образ на позитивный. Можно познакомить ребенка с маленьким добрым щенком, прочитать рассказ о преданной и доброй собаке. Со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

4. Предложите ребенку нарисовать или слепить свой страх. В процессе выполнения, узнайте у ребенка, что или кого он нарисовал. Пусть ребенок опишет получившийся образ, скажет чем он опасен, чего он хочет, зачем он ребенку. Затем обратите внимание ребенка на то, что страх теперь не внутри него, а вовне и ребенок может им управлять. Можно предложить сделать его смешным, нелепым или лишить его силы. Еще можно сказать «образу»: «Стоп. Хватит. Ты больше не будешь мне мешать и меня пугать (ругать, критиковать)».

5. Придумывайте истории про страх. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее. Главным героем может быть сам ребенок, и в этой истории он сам справляется со страшной ситуацией. Возможен такой вариант, когда какой-то любимый персонаж приходит ему на помощь. Можно создать книгу, в которой написать или нарисовать придуманную историю.

6. Определите страх в теле ребенка. Попросите ребенка показать или сказать, где в теле у него сейчас находится страх. На что он похож, какой формы этот страх, какого цвета, какого размера. Затем попросите его глубоко подышать и почувствовать, как этот страх изменяется, например, измельчается в пыль, и выходит из тела. Предложите ребенку выдохнуть свой страх.

7. Используйте ритуалы для того, чтобы уменьшить страх. Это могут быть объятия, чтение, водные процедуры, ритуалы прощания. Главное, чтобы ритуал повторялся постоянно и стабильно изо дня в день.

8. Сделайте оберег от страха. Объясните ребенку, что оберег нужен для того, чтобы защищать человека от опасности. Такой талисман можно сделать из любых материалов и повесить в комнате ребенка или носить в виде кулона, браслета и т.д. В роли оберега может выступать игрушка или какой-то предмет, незнакомый ребенку ранее.

9. Проиграйте пугающую ситуацию. Предложите ребенку побояться вместе (реально или в воображении). Пойдите в страх ребенка вместе с ним, проиграйте страшную ситуацию и помогите прожить этот страх, оказав поддержку («Я рядом»). Затем обязательно придумайте то, что будет дальше, после страшного события. А в конце игры отметьте своего ребенка за храбрость (например, медалью).

10. Представьте образ знакомого смелого человека. Это может быть папа, мама, бабушка, дедушка, друг, герой фильма и т.д. Подумайте вместе, чтобы сказал этот человек, как бы поддержал. Пусть ребенок представляет этого человека рядом с собой, когда это будет необходимо (во время контрольной, во время ответа у доски и т.д.).

11. Почитайте книги или посмотрите мультфильмы про героев, которые преодалели свой страх. Обсудите их. Например мультфильмы: «Ничуть не страшно», «Корпорация монстров»; книги: А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города», С.Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика» и др., книги «Что делать, если...» Петрановская Л.В.

12.Поговорите с ребенком о тех мыслях, которые провоцируют страх.

Этот способ больше подходить для подростков. Дело в том, что прежде, чем возникает страх в определенной ситуации, человек обычно автоматически успевает о чем-то подумать, сделать какие-то предположения. И именно эти мысли вызывают страх, а не сама ситуация. Например, подросток отвечал у доски, а кто-то в классе издал смешок. Ребенок подумал: «Смеются над моим внешним видом». Ему стало страшно. А если поймать эту мысль и обсудить ее, проверить насколько она соответствует правде, поискать другие поводы для смеха в классе, то страх может уменьшиться или появиться уверенность в себе.

Взамен мысли, которая вызывает страх лучше придумать другую, которая придает подростку сил и спокойствия.

Например:

-  Идеальных людей не бывает.

-  Далеко не всем людям интересно как выглядят другие.

-  Каждый имеет право на ошибку и я тоже.

-  От меня требуется только рассказать то, что я и так знаю.-ü  Через пять минут все уже будет позади. и т.д

Стараясь помочь своему ребенку в преодалении страха, помните, что на это может потребоваться время. Если не получилось с первого раза, пробуйте еще. Важно, чтобы ребенок почувствовал свою силу и то, что в его руках управление своими эмоциями. В ситуациях, когда вы не можете помочь ему сами, а страх продолжает владеть ребенком, обратитесь за помощью к психологу.