Автор: Леус Э.В. педагог-психолог

Если в семье старший школьник

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников 9-11 классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень убеждения и психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы

Значимость юности как промежутка жизни человека определяет особенную важность успешного решения задач развития этого возраста:

• личностного развития и обретения чувства личностной идентичности;

• обретения половой идентичности - осознание и самоощущение себя как стоящего представителя определенного пола;

• профессионального самоопределения - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

• развития готовности к жизненному самоопределению, базой для которого является достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Большинство детей в 15-17 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают боязнь перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и вовлечённость со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

Рекомендации для родителей:

1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его желаниях, планах, увлечениях. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, предлагайте несколько вариантов. Ни в коем случае не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.

2. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.

3. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте наотрез, это приведет только к конфликту. Действуйте разумно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.

4. Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме: его внутренние ресурсы (способности, знания по предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности) и возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).

5. Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих сведений.

6. Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.

7. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.

8. Современные молодые люди при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.

9. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, склонности.

10. Помните: самая главная ценность – здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

11. Ваш ребенок должен иметь право на ошибку.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. : Изд-во Юрайт ; ИД Юрайт, 2014.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Изд-во АСТ, 2014.

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.

Практическая психология образования; Учебное пособие / Под редакцией И.В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.