Подготовили: О.А.Молева, Т.В.Булыгина,

педагоги-психологи отделения

формирования здорового жизненного стиля

 

Родителям выпускников.

         Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением.  Не случайно, в жизни выпускника и его родителей наступает период интенсивной работы, эмоционального подъёма и спада, тревоги и страха, ожиданий. Многие родители выпускников задаются таким вопросом: как помочь ребенку справиться со стрессом перед экзаменами? Предлагаем Вам воспользоваться некоторыми рекомендациями.

     Обеспечьте ребенку стабильный режим дня. Обратите внимание на то, чтобы ваш ребенок высыпался. Сокращение количества времени, отведенного на сон, может привести к плохому психическому самочувствию, апатии, снизит эффективность усвоения учебного материала. При недостатке сна появляются различные гормональные нарушения. Например, вырабатывается слишком много кортизола — гормона стресса. Это приводит к ослаблению иммунной системы.    

     Особое внимание уделите питанию детей. Питаться подросток должен не менее 4 раз в день, но не переедать. При переедании организм тратит все силы на пищеварение, а не на усвоение информации. В пищевой рацион должны быть включены   белки, сложные углеводы, витамины. Источниками белка являются мясо, яйцо, молочные продукты, рыба, орехи и семена, бобовые, овощи и фрукты. Например, орехи и сухофрукты хорошо питают мозг, при этом не перегружают организм   бесполезными калориями. А помидоры,   цитрусовые и капуста избавляют от лишнего стресса. Не стоит забывать про воду!   Недостаток влаги в организме негативно сказывается на работе нервной системы и мозга.

       Заблаговременно до начала итоговых испытаний обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся наиболее сложными и почему.

     Помогите организовать рабочее место.

         Окажите ребенку помощь и поддержку. Выражайте веру в ребенка словами, например, «Я верю в тебя!», «У тебя все получится!», «Ты справишься!» и т.д.   Поддерживайте ребенка и с помощью физического соучастия, тактильных прикосновений: обнимите, положите руку на плечо и т.д.

       Не повышайте тревожность ребенка   в период подготовки к экзаменам, транслируя ему свое собственное состояние волнения и тревоги. Взрослые могут справиться со своими эмоциями, а подросток, в силу   возрастных особенностей, не всегда. Слишком сильное волнение препятствует концентрации внимания и памяти, не позволяет сосредоточиться на материале, повышает агрессию и формирует общий негативный эмоциональный фон. Избегайте сравнения с более с успешными братьями или сестрами, со сверстниками. Это может привести к конфликтной ситуации в семье и снижению самооценки ребенка. Откажитесь от запугивания и «страшилок», которые грозят в случае низкой оценки на ЕГЭ или ОГЭ. Они являются плохими помощниками преодоления стресса. Усиливает волнение и страх перед экзаменом подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка.  

       Не желательно прибегать   к успокоительным средствам. Немного беспокоиться перед экзаменами, это нормально. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая) и таблеток, нервная система перед экзаменом и так напряжена.

       Наблюдайте за самочувствием ребенка. Не допускайте перегрузок детей. При первых признаках переутомления, предложите   ребенку сделать перерыв и сменить вид деятельности. Объясните ребенку, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

       Познакомьте подростка с техниками тайм- менеджмента. Для начала научите его планировать свои дела на неделю вперед. В течение подготовки к любому экзамену предложите ребенку использовать технику «45/15». Суть техники заключается в том, что после 45 минут работы, делать 15- минутный перерыв. Также предложите использовать прием «Ешьте слона по кусочкам».   Большие и сложные дела предложите разложить на менее простые. Детям сложно взяться за дело, когда нет четкого плана и порядка действий. Вариант действий может быть такой: составить список подзадач, выстроить приоритеты, запланировать и начать действовать. Предложите ребенку свою помощь в составлении плана действий при подготовке к экзаменам. Желательно, чтоб составленный план ежедневно был у подростка перед глазами.

     При подготовке к экзаменам научите ребенка мнемотехническим приемам, облегчающим процесс запоминания информации. Не имеет смысла «зазубривать» весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Разбирая задание, полезно писать заметки, выделять главное, определять связи, результаты, делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д. Зрительная фиксация (схем, плана, главной мысли, даты и т. п.) помогает запомнить материал.

     Экзамен - это не «конец света»! Помните, что никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы!