Составитель:
Леус Э.В.
Педагог-психолог
Отделения сопровождения
несовершеннолетних
в кризисных ситуациях

Если в семье подросток

    Подростковый возраст — тяжёлый и во многом парадоксальный период жизни ребенка. Резкие перемены, происходящие в физическом и психологическом образе, особенно бросаются в глаза родителям. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
    Конфликты с родителями зачастую случаются из-за того, что подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений, требуя, порой неумело, уважения к себе как к личности.
    В возрасте 10-15 лет, у подростка появляется:

1. интерес к собственной жизни;
2. к качествам своей личности;
3. тяга к романтике и самоутверждению;
4. выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
5. частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;
6. повышено-эмоциональная реакция даже на незначительные события;
7. стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в криминальные группировки;
8. отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;
9. проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
10. демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

    Главная задача развития в подростковом периоде – поиск своего места в мире взрослых. Подростковый возраст – период поиска смысла жизни «Кто я?», «Зачем я живу?». Начинается внутренний психологический разрыв ребёнка от семьи, появляется независимость самооценки подростка от оценки родителей, обостряются все скрытые и явные конфликты. На первый план выходят вопросы взаимоотношений со сверстниками и вопросы интимно-личностных отношений.
   Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста и родителям, и подросткам, нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы эту ступень с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.

Как строить отношения с подростком:

1. Вам следует грамотно объяснять подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
2. Покажите свою готовность слушать и понимать. Понимание создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
3. Поймите, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам [Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»].

Рекомендации родителям:

1. Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
2. Общайтесь на равных, без приказных слов, ребёнок должен понять, что Вы понимаете их.
3. Нельзя высмеивать чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
5. Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
6. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом.
7. Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
8. Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.
9. Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
10. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
11. Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.