Многие ученые подчеркивали важность отца в воспитании ребенка: роль отца в воспитании ребенка не менее важна, чем материнская. Причем отец важен не только тогда, когда с ребенком нужно серьезно поговорить или наказать. По результатам одного из исследований младенцы, чьи отцы активно помогали матери во время беременности и общались с ребенком в первый месяц после родов, показали более высокие оценки по тестам моторного и умственного развития, а так же были более отзывчивыми к родителям.

Отец может плодотворно влиять на развитие личности ребенка на всех этапах формирования ребенка и семьи. Если мужчина надежен и заинтересован в ребенке и супруге, он оказывает стабилизирующее действие на обстановку в семье и взаимоотношения между ее членами. И.С. Кон обращает внимание на то, что если мать склонна занянчивать ребенка, именно отец может помочь ребенку уйти из-под крыла матери, стать увереннее, устроиться в обществе.

Очень тяжело передать мужскую модель поведения и уверенность сыну, у которого нет отца или отец которого отстранен от воспитания. Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женственных девочек.

Связь детей с отцом совершенно другая, по сравнению с матерью. Э. Фромм считает, что материнская любовь по своей природе безусловна, её не нужно добиваться, её не нужно заслуживать. Мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан. Отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребёнком в первые годы его жизни, и его важность для ребёнка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но отец представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, созданных человеческими руками вещей, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир, социализирует его.

Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Она должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом – и освободиться от авторитета отца.

Если бы человек обладал исключительно отцовским сознанием, он был бы злым и бесчеловечным. Если бы он обладал только материнским сознанием, он утратил бы способность здраво рассуждать и препятствовал бы себе и другим в развитии.

В российских семьях отцы-мужчины, зачастую, не справляются с собственными функциями и не выступают в качестве стабилизирующего фактора в семье. Это можно объяснить  отсутствием адекватного опыта семейных взаимоотношений в детстве, мягкостью их характера, приниженной ролью в семье, занятостью или стремлением еще более ужесточить требования к детям и наказать их за так называемое своеволие, а на самом деле за появление защитно-протестных установок.

Отец, по мнению А. Адлера, отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно вырастают холодными, эгоистичными и  скорее преследуют цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм, жестокость по отношению к детям также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных родителей бороться за власть и личное превосходство над другими, а не личное развитие и социальное превосходство. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, то его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если же отец скрывает свое раздражение под маской молчания, то сын будет считать это нормой мужского поведения. По Адлеру, идеальный отец – это тот, кто относится к своим детям, как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании.

Педагог-психолог Меркушев В.А.

Список использованной литературы:

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

3. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

4. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ: Астрель, 2011. – 220 с.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 284 с.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.