Поведение детей в зеркале семейных отношений

Дети становятся похожими на родителей не только из-за генетических факторов, но и из-за подражания. Они с детства копирую поведение взрослых.

Существует множество русских народных пословиц, указывающих на то, что люди с давних времен предавали особое значение влиянию поведения родителей на формирование характера ребенка. Это такие, как " Яблоко от яблони далеко не падает", "Какой дуб, таков и клин", "Каковы корешки, такие и ветки" и "Какое семя, такое и племя". Видимо поэтому немногие удивляются тому, когда в семьи родителей-алкоголиков или родителей - преступников, вырастают трудные подростки. "Чего от этого бедного ребенка ждать, - вздыхают окружающие люди. Какие родители, - такие и дети".

В течение многих лет ученые на основании научных исследований пытались найти зависимость поведения человека от генетических факторов.

Как утверждают психогенетики, спрогнозировать передались ли ребенку темперамент родителей и черты их характера по наследству или они сформировались в результате влияния среды обитания очень трудно. Но ни у кого из них не вызывает сомнений тот факт, что на характер ребенка оказывает большое влияние не генетика, а родительский пример. Дети перенимают черты характера и манеры поведения родителей, поэтому главным условием воспитания ребенка гармоничным, интересным и интеллигентным человеком является достойный пример для подражания самих родителей.

В жизни существует немало инструментов самодиагностики, которые доступны каждому, стоит только понаблюдать за теми, кто нас окружает. Как известно, «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Но точно так же можно сказать: «Покажи мне своего ребенка, и я скажу, что у тебя на душе и как ты относишься к жизни». Или: «Посмотри на ребенка и поймешь, кто родителю».

Я не имею в виду, что доля генетического настолько велика. Конечно, нет! Но есть некий набор паттернов которые ребенок впитывает с молоком матери, а затем простодушно транслирует в мир. Поскольку он еще не научился фильтровать, оценивать впечатления и контролировать поведение, он не умеет маскировать неприятные черты, они у него проявляются в чистом виде. Родители очень часто возмущаются некоторыми моментами в поведении ребенка, но замечали ли вы, что их недовольство бывает неадекватно ситуации?

Они никогда не признаются в том, что они ленивы или занудны, но, увидев это в «зеркале» своего ребенка, будут очень недовольны. Папа много работает и долго отсутствует. А по выходным он отсыпается до обеда, а потом смотрит фильмы. Вы можете сколько угодно считать себя крутым и успешным человеком, который имеет право на отдых по выходным, но не удивляйтесь, что в восприятии ребенка вы будете таким прикольным и несерьезным человеком, который все время спит и смотрит кино. Поэтому, когда ребенок будет играть «в папу», его роль будет предусматривать лежание на диване. Добавим к этому поведенческие паттерны: интонации, выражение лица.

В фильме « Один дома» мальчик, когда остался один, подражал папе, шлепая себя по щекам как бы после бритья. Все дети копируют, как папа или мама говорят по телефону, прижимая кулаки, камешки или что подвернется под руку. Но у детей картина мира выстраивается своеобразно. Они видят внешнюю оболочку, часто совершенно по-своему представляя, что это означает. Им вообще свойственно обезьянничать, они же все воспринимают как игру! Они легко, мгновенно начинают копировать и, если им не объясняют каких-то вещей, сами додумывают недостающие элементы и делают выводы.

Однажды мы отдыхали в компании других людей с детьми. Некоторых детей мы увидели раньше, чем их родителей. Один пятилетний мальчик бегал все время за другими детьми и приговаривал: «А он неправильно это делает! Так нельзя! Надо сначала постелить газетку, чтобы не испачкать штаны!» У мальчика была прелестная мама, такая феечка. Мы не понимали, в кого он такой. Но потом мы увидели папу, который нас учил: « Нельзя открывать бутылку таким образом! Надо сначала охладить вино!» Стало все понятно.

Еще одного знакомого мальчика воспитывает дедушка. Он круглый отличник с хорошим поведением, но страшный зануда. В идише есть такое понятие — «старая голова», когда ребенок выдает умудренные жизнью фразы и явно воспитывается бабушкой или дедушкой, происходит некое интеллектуальное насыщение. Но старики не дают ему быть физически активным.

Ребенок «считывает» информацию без толкований и иносказаний. Родители долго рассказывают ребенку, как надо переходить улицу на зеленый свет, а потом сами перебегают на красный свет, да еще и поясняют: «Мы сейчас перебежали на красный, но так делать не надо, потому что можно попасть под машину!» Угадайте, что усваивает ребенок?

Таким образом, передаются не только потешные интонации, но и основные ценности и критерии принятия решений! Когда мама ведет ребенка на красный свет и говорит, что так делать нельзя, то ребенок понимает, что есть какие-то отвлеченные правила, а есть жизнь. Всякое биологическое существо нацелено на то, чтобы выжить, а уж потом научиться отвечать, как правильно. Поэтому усваиваются вначале те правила, которые «как в жизни».