Самовольные уходы: куда и откуда?

 

Томилова Е.А.,

заведующий отделением мобильной

социально-психологической работы,

ГБУ АО «Центр «Надежда»

 

По мнению многих исследователей, самовольный уход детей и подростков из семьи или интернатного учреждения – это реакция на конфликтную и стрессовую ситуацию.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. В этот период личностного развития, психологический климат в среде, где проживает подросток, имеет очень большое значение, а дискомфорт в отношениях с близким окружением особенно ощутим.

Причины ухода из дома или интернатного учреждения имеют глубокую психологическую основу: отвержение и ненужность детей, отсутствие эмоциональной связи со значимыми взрослыми (родители, воспитатели), травля со стороны сверстников, жестокое обращение, хотя внешне все может выглядеть благополучно. Часто таким поступком дети хотят привлечь к себе внимание взрослых.

Профессор, психиатр Личко А.Е. связывал самовольные уходы с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

Непонимание причин изменений, происходящих с подростками, приводит взрослых к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для ребенка единственной возможностью выразить свой протест. При этом бытует мнение, что самовольные уходы совершают только дети из неблагополучных семей, но практика показывает, что уходят и из вполне благополучных. Это еще раз дает повод задуматься, что причины уходов, лежат в плоскости социальных отношений подростка.

В литературе выделяют социально-психологические и медико-биологические причины самовольных уходов. К социально-психологическим причинам относят:

1.Нарушение процесса социализации:

- социально-педагогическая запущенность (хроническая учебная неуспеваемость, негативное влияние стихийно-группового общения на подростка);

- социально-психологическая дезадаптация (буллинг со стороны сверстников, психологический дискомфорт, острый, хронический дистресс).

2. Нарушения психолого-социального и личностного развития:

- нарушения эмоционально-волевой сферы (неуверенность в себе, высокая тревожность, низкая самооценка, различные акцентуации характера, недоверие к окружающим, вследствие травм привязанности);

- нарушения в механизме психологической защиты, как следствие психотравм, дисгармоничных внутрисемейных отношений, бурно протекающего кризиса подросткового возраста (избегание, обесценивание – как психологические защиты, которые позволяют сохранить положительное представление о себе).

3. Ситуативные, социально-средовые условия:

- острый конфликт;

- отсутствие контроля за ребенком (гипопротекция);

- определение детей в стационарные, интернатные условия в подростковом возрасте со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения.

К медико-биологическим причинам относят:

1.Значительные нарушения физического и/или психического здоровья (интеллектуальная недостаточность, РАС, ЗПР и пр).

2. Эмоционально-волевые нарушения в следствие органических поражений ЦНС (перинатальные поражения, ММД, ЧМТ).

3. Физиологические и психоневрологические особенности (гиперактивность, СДВГ, высокая аффективная заряженность, возбудимость НС, повышенная тревожность и пр).

4. Формирующиеся психопатии (в частности неустойчивого, возбудимого типа)

5. Наличие патологии влечения в виде дромомании.

Таким образом, при рассмотрении феномена самовольных уходов с психолого-педагогической точки зрения можно выделить следующие аспекты:

– семейная обстановка – насилие, тяжелая обстановка, просчеты воспитания и др.);

– внутренние (интрапсихические) процессы, происходящие с самим ребенком;

– влияние социума, референтной группы, особенностей взаимодействия в школе, с друзьями.

При этом, нельзя жестко разграничить влияние широкого социума, семьи и личностных особенностей, так как все сферы жизни тесно связаны между собой и опосредуются друг другом.

В психолого-педагогической науке существуют несколько классификаций самовольных уходов детей. Так, например, поведенческую реакцию в виде самовольных уходов делят на мотивированную (конфликт, буллинг, наказание и пр.) и немотивированную (привычное реагирование, даже если стресс не очень сильный, т.е. ребенок уходит так как не знает других способов реагирования).

Если подросток реагирует уходом на стрессовую ситуацию, то значит он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует в стрессе стратегию избегания. Задача взрослых в этом случае – расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования, т.е. научить разнообразным стратегиям поведения.

Наиболее распространенной является классификация самовольных уходов, предложенная Личко А.Е.

- Эмансипационные уходы. Это наиболее частые самовольные уходы(45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться свободной, веселой, лёгкой жизни. Начало этих самовольных уходов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого самовольного ухода нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни толка. Такие самовольные уходы обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим уходам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время самовольного ухода. Эмансипационный тип самовольных уходов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям характера неустойчивого типа.

- Импульсивные уходы. Этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые уходы были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или сверстников по детскому дому. Уходу из семьи может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция, явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные самовольные уходы детей обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные самовольные уходы становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность. Возраст импульсивных уходов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо ухода подросток выбирает переезд (например, в общежитие).

- Демонстративные самовольные уходы. Эти уходы являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных самовольных уходов детей в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Дети ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду, сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных уходов детей 12-17 лет.

- Дромоманические самовольные уходы. Редкий тип - 9% случаев. Этим уходам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. Дети, как правило, уходят в одиночку и только потом находят попутчиков.

Еще одну классификацию предложил Д. Винокуров (г.Нижний Тагил, врач-психиатр). На наш взгляд, она наиболее полно отражает социально-психологические причины совершения самовольных уходов.

К первой группе относятся «побеги как поиск», в этом случае, важно понять чего не хватает ребенку, что он ищет, т.к. бежит куда-то, знает куда, туда, где есть то, что или кто удовлетворит его потребность, которая не может быть удовлетворена в стенах учреждения, либо в семье.

- Побег, как приключение. Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

- Побег, как форма самоутверждения. Переходный возраст – период самоутверждения. За это время подростку предстоит понять, чего он стоит. Он испытывает на прочность себя и окружающих. Его легко поддеть на «на слабо», да и сам он с другими пытается сделать то же самое. Важно доказать себе и другим, что могу, что уже взрослый, самостоятельный. Переходный возраст – время свержения авторитетов. Это трудный период и для подростка, и для родителей, педагогов, но, не пройдя эту стадию, невозможно стать взрослым. Невозможно от детского послушания сразу перейти к способности принимать решения и брать на себя ответственность. Сначала человек нуждается в авторитетах. Затем ниспровергает их. И, наконец, сам становится авторитетом. И побег в этом случае может быть посылом для взрослых: «Я есть – увидьте меня, увидьте во мне личность, способную на ответственные поступки».

- Побег, как поиск себя. В подростковом возрасте идентичность проходит фазу становления, находясь в зоне ближайшего психического развития. Идентичность складывается из различных идентификаций: половой, возрастной, национальной, именной, этнолингвистической, профессиональной и т.д. Обособляясь от одних черт и идентифицируясь с другими, подросток начинает выстраивать свою идентичность, то есть чувство внутренней целостности, самотождественности, ощущение своей непрерывности и последовательности во времени и пространстве. В конечном счёте, идентичность является позитивной и чёткой, если таковыми являются составляющие её идентификации. Из нарушенных идентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, которая может привести к нарушениям в развитии личности. Нарушение отдельных идентификаций ведёт к отрицанию подростком самого себя, то есть к нарушению идентичности. Протекание идентификационных процессов у подростков зависит от взаимоотношений с окружением, и невозможно без обратной связи от значимых взрослых (родителей, педагогов) и сверстников.

- Поиск мест и отношений где понимают, доверяют. Отсутствие доверительных и близких отношений в семье, со значимыми взрослыми, приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать поддержку, быть внимательными к нему. Особенно это характерно для подросткового возраста, когда ребенок переживает достаточно интенсивный кризис, связанный с потребностью в формировании собственного авторитета и позиции в социальном пространстве.

- Удовлетворения потребности в признании другими людьми. Притязание на признание направлено на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В тоже время, для подростков характерно наличие противоречия: потребность в признании «самости» (уникальности), но вместе с тем - психологическая зависимость от сверстников. Протекает так называемый кризис идентичности, который проявляется в том, что подросток испытывает неуверенность в себе и чувство собственной уникальности. Притязание на признание связано с приобретением эмоциональной независимости от взрослых, развитием интеллектуального и духовного потенциала.

- Побег как крик, сигнал о помощи. В данном случае, у ребенка нет других способов сказать об этом, попросить помощь. Бессознательная мотивация подростка в этом случае может заключаться в том, чтобы показать взрослым, что что-то не так, что ему нужна помощь, о которой он не может попросить сам, в силу особенностей подросткового возраста, либо отсутствия доверия к взрослым.

- Как способ изменить сложившуюся ситуацию, «расшатать», обострить то, что «застыло» и нуждается в трансформации. Подросток, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей, значимых людей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Поэтому выбирает самовольный уход, как способ уйти от этой ситуации.

Ко второй группе относятся «побеги как спасение», в этом случае несовершеннолетние бегут от чего-то, оттуда где небезопасно, бегут, как правило, ещё не знают куда, лишь бы сменить обстановку.

Ребенок убегает если:

- отсутствуют близкие эмоциональные отношения со значимыми Другими (никто и ничто не держит), т.е. удовлетворяются физиологические потребности ребенка (накормлен, напоен, одет и пр.), но эмоциональные потребности ребенка вы дефиците.

- присутствует эмоциональное отвержение ребенка («не нужен»), возможно для ребенка есть значимый взрослый, но он его отвергает, эмоционально холоден к нему.

- отсутствует безопасность и ощущение защищенности (взрослые не защищают, перекладывают решение проблем на воспитанников и т.д.)

- дефицитарность среды, в которой живет ребенок (сенсорная, эмоциональная, коммуникативно-ролевая), т.е. нет возможности полежать, укутаться в плед, попить чай, помыться, когда хочешь, все строго по расписанию. Неуютно и холодно в помещении, нет игрушек, чего-то, что нужно для его возрастного развития.

- присутствует жестокое обращение, наказания.

- чрезмерное давление, несоответствие требований и ожиданий уровню развития и потребностям ребенка (гиперопека, противоречивое воспитание, завышенные требования).

- сильное напряжение в системе, в которой находится ребенок (затяжной конфликт, тяжелый развод, алкоголизм, наркотики, неблагоприятный социально-психологический климат в учреждении, конфликты между воспитанниками, травля, психические заболевания у кого-то из окружения и пр.).

К третьей группе Д.Винокуров относит «внутренние» побеги». В данном случае у подростка нет физического ухода, он остается в интернатном учреждении, семье, но присутствует уход в роль, состояние.

В данном случае возможны следующие варианты:

- уход в роль клоуна, неудачника, аутсайдера;

- затяжное депрессивное состояние;

- зависимость от ПАВ (алкоголь, наркотики);

- уход в онлайн-пространство, игровая зависимость, интернет зависимость (социальные сети, тик-ток и пр).

К четвертой группе относятся «побеги в особых ситуациях». Как правило они происходят очень редко, но тем не менее, отличаются особой опасностью для жизни и здоровья несовершеннолетнего.

К ним относятся побеги, как одно из проявлений психического расстройства:

- Дромомания – непреодолимое стремление к бесцельному блужданию, перемене мест, бродяжничеству

- «Амбулаторные автоматизмы» - симптом детской эпилепсии, при котором дети совершают длительные переезды, бродяжничают, не зная что с ними произошло, как попали в незнакомое место.

- болезненное состояние при обострении тяжелых психических заболеваний (шизофрения и др.).

Побеги в ситуациях вовлечения ребенка в противоправные действия:

- вовлечение ребенка в действия, связанные с нарушением половой неприкосновенности, развратные действия, в занятие проституцией.

- вовлечение ребенка в зарабатывание денег (попрошайничество, мойка машин, мелкие кражи из магазинов и пр.).