Повышение ресурсности специалистов, работающих в детском доме, как залог эффективной деятельности учреждения.

 

Е.А. ТОМИЛОВА,

заведующий отделением мобильной социально-психологической работы

ГБУ АО «Центр «Надежда» (г. Архангельск) 

М.В. ИВАНОВА,

педагог-психолог

отделения мобильной социально-психологической работы

ГБУ АО «Центр «Надежда» (г. Архангельск)

 

Современный ритм жизни требует от человека любой профессии значительных затрат энергии, работы в режиме многозадачности, обработки большого количества различной информации, высокой приспособляемости к изменяющимся условиям жизни и труда. То есть, современный мир неизбежно создает условия для профессионального выгорания специалистов. Представители помогающих профессий, не являются исключением, их труд даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной загруженностью и насыщенностью стрессами. Основной причиной выгорания специалистов помогающих профессий считается эмоциональная перегрузка, вызванная взаимоотношениями между профессионалом и его клиентом, пациентом, подопечным.

Одной из основных задач работы нашего отделения является психолого-педагогическая поддержка работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Архангельской области. Чтобы понять, как выстроить работу со специалистами детских домов, нами проведены исследования социально-психологического климата, уровня профессионального выгорания персонала в 23 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для исследования профессионального выгорания нами был использован опросник «Профессиональное выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и С.Джексон. Для оценки социально-психологического климата, анкета, разработанная нами с учетом особенностей деятельности специалистов детских домов.

Результаты диагностики профессионального выгорания свидетельствуют, что у специалистов наиболее выражен показатель деперсонализации (дегуманизации отношений), которая может проявляться в уменьшении контактов с коллегами и воспитанниками, в излишней конформности, чувстве зависимости, повышении негативизма, проявлении циничности, раздражительности при общении, равнодушии к бедам и проблемам коллег и воспитанников. Показатели эмоционального истощения и редукции (обесценивания) профессиональных достижений выражены менее.

Анализ анкет исследования социально-психологического климата, позволил сделать вывод, что среди трудностей значительное количество специалистов отмечает: большое количество обязанностей; сильное эмоциональное напряжение в течение рабочего дня; высокую ответственность; сложности в переключении на домашние дела (усталость); трудности в установлении контакта с воспитанниками; недостаток знаний о психологических особенностях детей-сирот и современных технологиях работы с ними.

Следует отметить, что в тех учреждениях, где было выявлено значительное количество специалистов с высоким и средним уровнем профессионального выгорания, социально-психологический климат в коллективе также менее благоприятен, что, в свою очередь, влияет на социально-психологический климат среди воспитанников и обостряет различные проблемы у них (неадекватная самооценка, проблемы во взаимоотношениях, самовольные уходы и пр.).

В условиях детского дома значимость специалиста в жизни ребенка гораздо больше, чем просто учителя в школе или воспитателя в детском саду. Это связано с тем, что его профессиональные функции часто предполагают не просто «педагогический» аспект, а и, насколько это возможно, компенсацию для ребенка эмоциональной недостаточности родителей. Поэтому специалисты детских домов в большей степени подвержены синдрому профессионального выгорания, так как они ежедневно помогают детям, имеющим нарушения в развитии, психологические травмы, опыт семейного неблагополучия. И при недостатке собственных ресурсов и компетенций у специалистов зачастую «включаются» психологические защиты, которые огрубляют их, делают менее чувствительными, эмпатичными, и, следовательно, менее способными помочь ребенку, пережившему потерю семьи или разлуку со значимыми взрослыми.

Стоит отметить, что в настоящее время ни одно учебное заведение Архангельской области не готовит специалистов для работы в детских домах, а в рамках обучения педагогов и психологов, особенности детей-сирот не рассматриваются. В тоже время, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», предполагает обучение работников современным технологиям работы по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения с детьми, психолого-педагогическую поддержку работников и их консультирование по вопросам воспитания, обучения, охраны здоровья, реабилитации детей. Поэтому актуальной является задача повышения ресурности специалистов детских домов, что является залогом эффективной деятельности учреждения.

Ресурсы – это то, что помогает нам справиться с трудностями, выполнять задачи. Ресурсы являются как реальными возможностями человека, так и источником его развития. Развитие личности специалиста состоит в формировании или активизации его ресурсов, способствующих успешной деятельности.

Опыт работы показывает, что эффективными способами повышения ресурсности специалистов является профилактика синдрома профессионального выгорания и повышение компетентности по вопросам профессиональной деятельности.

Для решения этой задачи, в нашем центре разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, ориентированные на специалистов, работающих с детьми-сиротами: «Профилактика профессионального выгорания» в объеме 24 часов и «Психологические аспекты профессиональной деятельности специалистов детских домов» в объеме 40 часов.

Программы выстроены таким образом, что дают специалистам возможность осознать мотивы своей профессиональной деятельности, понять, для чего они приходят в профессию, какие личные потребности они удовлетворяют, какие личностные ресурсы и компетенции у них есть, а какие следует актуализировать и развивать. Специалисты обучаются навыкам саморегуляции, осознания и выражения чувств и эмоций, эмпатии, рефлексивного поведения с коллегами и воспитанниками. На занятиях мы рассматриваем особенности детей-сирот, травмы и нарушения привязанности, прохождение детьми возрастных кризисов, переживание ребенком потери, роль значимого взрослого и кровной семьи в жизни ребенка, принципы организации терапевтической среды в детском доме. На наш взгляд, это способствует более осознанной и эффективной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Как поделилась одна из участниц обучения: «Я знаю, от чего оттолкнуться в работе. Я знаю, с чего начать работать с детьми». Мы надеемся, что когда большее количество специалистов пройдут обучение, изменится атмосфера в детских домах, где работники будут получать удовольствие от работы, а у каждого ребенка появится свой значимый взрослый.