«Мне его жалко…» - жалость, как ловушка профессионального выгорания у сотрудников детских домов

Сотрудники детского дома регулярно сталкиваются с непростыми детскими судьбами. За каждой судьбой стоят такие же непростые истории, в результате которых ребенок попадает в детский дом. И если спросить сотрудника детского дома, что он чувствует, когда смотрит на этого ребенка, то в подавляющем большинстве случаев звучит ответ - жалость.
Жалость к ребенку часто становится верным спутником на протяжении всего пребывания воспитанника в детском доме. Воспитанник растет, меняются условия, а жалость остается. Как будто есть в ней какая-то скрытая выгода, от которой не так то просто отказаться. Жалость становится своеобразной ловушкой: с одной стороны, вроде правильное, оправданное чувство, с другой – есть в нем какая-то липкая безысходность, от которой чувствуешь себя мухой, попавшей в путину, где в роли паутины выступает та самая жалость. И теперь уже не ты испытываешь жалость, а жалость владеет тобой, подчиняет тебя своим требованиям и желаниям, диктует тебе – что и как надо делать (а в случае с жалостью, наоборот, как перестать что-то делать). Финал у этой ловушки один – профессиональное выгорание.
Почему нами движет жалость
Любая наша встреча с другим – это также и встреча с самим собой. Когда мы встречаем человека, к которому испытываем жалость, мы сталкиваемся с различными частями себя:
  • - нашей беспомощностью;
  • - с желанием быть полезным. Но тут очень важно понимать, что отдаваясь этому потоку всецело, мы забываем о собственных потребностях. И тогда такая полезность становится сомнительной, так как что может дать человек, ненаполненный изнутри. А наполняемся изнутри мы только тогда, когда следуем, в первую очередь, за собственными потребностями;
  • - с зацикленностью на проблеме. Если мы попадаем в ловушку жалости – то это верный сигнал к тому, что в чем-то мы топчемся на одном месте, не видим альтернатив, ломимся в закрытые двери.
Что же тогда скрывается за жалостью на самом деле?
Итак, знакомьтесь – жалость, как она есть
Жалость это чувство, которое всегда в позиции «над». Человек, испытывающий жалость, ставит себя по отношению к жалеемому выше. И эта позиция «над» априори ставит другого в позицию ущербности, неполноценности. Жалость, при всей ее внешней расположенности безапелляционно констатирует: «Ты мал, ничтожен, немощен, несведущ, неполноценен, не справишься».
Понятно, что тут ни о каких равных отношениях речи не идет. Это объектные отношения, где объектом выступает воспитанник детского дома. А раз ты объект, то на тебя можно воздействовать. И это очень удобно – иметь возможность воздействовать, вместо того чтобы взаимодействовать, как это бывает при равных субъект-субьектных отношениях. Поэтому жалость – это такая прикрытая форма манипуляции.
И получается, что жалость — чувство дискомфорта, часто приобретающее вид снисходительного сострадания. Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своем несчастном положении. А я бы еще добавила зафиксированный в этом положении.
 Почему жалость не эффективна
 Жалость редко приводит к действию. Чаще жалость инертна, пассивна, безинициативна и бездейственна. В некоторых случаях она лишь облегчает последствия, но не работает на причину. Поэтому жалость малоэффективна.
 И что же тогда делать? Совсем отказаться от жалости?
Давайте заменим жалость на…
 Выше я перечислила, с чем сталкиваемся мы, когда испытываем жалость. Но не упомянула еще один аспект – это истинное сострадание.
«Истинное сострадания требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если ты запасешься великим терпением, — лишь тогда ты сумеешь действительно помочь людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда." (С.Цвейг. «Нетерпение сердца»).
Истинное сострадание не вгоняет в фрустрацию, не выбивает почву из-под ног и не забирает надежду. Истинное сострадание ставит сотрудника на один уровень с воспитанником, позволяет посмотреть на мир его глазами и в силу опыта взрослого раскрывает новые перспективы и направления действий, направленных на реальную помощь.
            Истинное сострадание – выход из паутины бездействия и безнадежности, а поэтому отличная профилактика профессионального выгорания.
Педагог-психолог Иванова М.В.