Межрегиональный мониторинг деятельности
школьных служб примирения
в Архангельской области за 2022 год
педагоги – психологи отделения медиации
Герасимова Д.Е., Клюшова О.В.
Школьные службы примирения (далее – ШСП) Архангельской области принимают участие в Межрегиональном ежегодном мониторинге деятельности служб примирения по проведению восстановительных программ под руководством Всероссийской ассоциации восстановительной медиации Общественного центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва восьмой год.
В ежегодном мониторинге деятельности служб примирения по проведению восстановительных программ за 2022 год приняли участие 147 организаций Архангельской области, из них 145 – образовательных организаций. Еще две службы примирения, где проводится работа по решению конфликтов в детской среде с применением восстановительных технологий - это ГБУ АО «Цигломенский детский дом» и ГБПОУ АО «Североонежское специальное учебно-воспитательное учреждение».
В межрегиональный мониторинг деятельности школьных служб примирения вошли 90 активно работающих организаций, в которых проведено не менее 4 восстановительных программ за календарный год. Службы примирения, вошедшие в межрегиональный мониторинг за 2022 год:
ГО «Город Архангельск»: МБОУ «СШ № 4», МБОУ «СШ № 5», МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «СШ № 9», МБОУ «СШ № 10», МБОУ «СШ № 17», МБОУ «СШ № 20», МБОУ «Гимназия № 21», МБОУ «Гимназия № 24», МБОУ «СШ № 26», МБОУ «Архангельская СШ Соловецких юнг», МБОУ «СШ № 34», МБОУ «СШ № 36», МБОУ «СШ № 37», МБОУ «ОШ № 48», МБОУ «СШ № 50», МБОУ «СШ № 52», МБОУ «СШ № 70», МБОУ «Эколого-биологический лицей», МБОУ АО «Архангельская санаторная школа – интернат № 1»;
«Вельский муниципальный район»: МБОУ «СШ № 3», г. Вельск, МБОУ «Пежемская СШ № 14», МБОУ «Левковская СШ № 7», МБОУ «СШ № 90» п. Кулой;
«Верхнетоемский муниципальный округ»: МБОУ «Верхнетоемская СОШ»;
«Вилегодский муниципальный округ»: МБОУ «Ильинская СОШ», МБОУ «Павловская СОШ»;
«Виноградовский муниципальный округ»: МБОУ «Хетовская СШ»;
«Каргопольский муниципальный округ»: МОУ «СШ № 2», МОУ «СШ № 3», МОУ «Павловская СШ», МОУ «Усачевская СШ»;
ГО «Котлас»: МОУ «СОШ № 2», МОУ «СОШ № 4», МОУ «СОШ № 7», МОУ «СОШ № 75» п. Вычегодский, МОУ «СОШ № 82»;
«Котласский муниципальный округ»: МОУ «Савватиевская ОШ»;
ГО «Город Коряжма»: МОУ «СОШ № 2», МОУ «СОШ № 4»,МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 7»;
«Красноборский муниципальный район»: МБОУ «Красноборская СШ», МБОУ «Куликовская СШ», МБОУ «Пермогорская школа», МБОУ «Черевковская СШ»;
«Лешуконский муниципальный район»: МБОУ «Лешуконская СОШ»;
ГО «Мирный»: МКОУ «ОСОШ № 2», МКОУ «СОШ № 3»;
«Няндомский муниципальный округ»: СП «СШ № 6» МБОУ «СШ № 3», МБОУ «СШ № 7»;
«Онежский муниципальный район»: МБОУ «СОШ № 1», г. Онега;
«Пинежский муниципальный район»: МБОУ «Кеврольская ОШ №18 им. М. Ф. Теплова», МБОУ «Пинежская СШ № 117», МБОУ «Сийская СШ №116», МБОУ «Сурская СШ № 2», МБОУ «Ясненская СШ № 7»;
«Плесецкий муниципальный округ»: МБОУ «Плесецкая СШ», МБОУ «Североонежская СШ», ГБПОУ АО «Североонежское специальное учебно-воспитательное учреждение»;
«Приморский муниципальный район»: МБОУ «Бобровская СШ», МБОУ «Заостровская СШ», МБОУ «Катунинская СШ», МБОУ «Патракеевская ОШ», МБОУ «Талажская СШ», МБОУ «Уемская СШ»;
ГО «Северодвинск»: МАОУ «Северодвинская прогимназия № 1», МАОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 3», МАОУ «СОШ № 6», МАОУ «СОШ № 9», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ № 13», МАОУ «Северодвинская гимназия № 14», МАОУ «СОШ № 16», МАОУ «Лицей № 17», МАОУ «СОШ № 20», МАОУ «СОШ № 22», МАОУ «СОШ № 23», МАОУ «СОШ № 28», МАОУ «СОШ № 29», МАОУ «Ягринская гимназия», МАОУ «Морская кадетская школа им. Котова П.Г.»;
«Устьянский муниципальный округ»: МБОУ «Октябрьская СОШ № 2» п. Октябрьский, МБОУ «Устьянская СОШ», с. Шангалы;
«Холмогорский муниципальный округ»: МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ», МБОУ «Верхне-Матигорская СШ», МБОУ «Кехотская СШ», МБОУ «Луковецкая СШ», МАОУ «Холмогорская СШ им. М.В. Ломоносова».
Увеличение количества нормально работающих школьных служб примирения в Архангельской области в 2022 году связано с повышением компетенции педагогов в применении восстановительных программ, создании команд единомышленников в образовательных организациях, активном применении восстановительных технологий не только при решении конфликтных ситуаций, но и в профилактической, и воспитательной работе.
По данным мониторинга в 2022 году в состав ШСП входят 182 специалиста. К деятельности ШСП в 2022 г. было привлечено 118 обучающихся. Большинство детей – волонтеров принимают участие в проведении восстановительных программ, разделяют принципы восстановительного подхода.
В 2022 году в ШСП поступило 948 заявок на проведение программ примирения. Из них 645 (69 %) – обращения из образовательной организации, 202 (21 %) - от самих участников конфликтов, 89 (9 %) - от сотрудников ПДН и КДНиЗП, 12 (1 %) заявок поступило от законных представителей несовершеннолетних обучающихся. Следует отметить, что в 2022 г. продолжается увеличение количества заявок, поступивших от сотрудников образовательных организаций и самих участников конфликтных ситуаций, что свидетельствует об информированности участников образовательного процесса о деятельности ШСП в их учреждении, доверительном отношении и желании решать конфликты в восстановительном подходе.
Всего в ШСП завершено 907 программ: восстановительные медиации проведены по 473 (52 %) случаям, при разрешении конфликтов с большим количеством участников используется технология «Круги сообщества» - 246 (27 %), «Профилактические восстановительные программы» составили 188 (21 %). Возросло с 5677 до 6669 (в сравнении с данными за 2021) число участников восстановительных программ в связи с активным использованием восстановительных технологий в образовательной среде.
Таким образом, школьные службы примирения в Архангельской области становятся ресурсом для образовательных учреждений при решении конфликтных ситуаций, профилактике деструктивного поведения обучающихся, формировании безопасной и благоприятной психологической среды для всех участников образовательного процесса.