Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Шкрябина О.Н., педагог-психолог

отделения медиации ГБУ АО «Надежда»

Роль программ примирения в исцелении жертвы 

В многообразии существующих на сегодняшний день освещенных тем по восстановительному правосудию можно отметить интерес большинства авторов к несовершеннолетнему субъекту преступления. Ответственность правонарушителя перед жертвой и заглаживание вреда самим несовершеннолетним, несомненно, являются предметом повышенного внимания со стороны органов досудебного и судебного производства.   Пройдя через программу примирения, ребенок не только видит и чувствует круг пострадавших, но и находит положительную альтернативу преступному поведению, отвечая на вопрос «Что ты можешь сделать, чтобы в будущем такого не повторилось?». Однако любой конфликт- это всегда две стороны, и беспристрастность медиатора в проведении программ возможна при взвешенном понимании роли примирения, как для обидчика, так и для жертвы преступного посягательства. Что значит «исцеление жертвы»? Действительно ли так важна для жертвы преступного посягательства встреча с обидчиком?

Будучи практиком в области проведения программ восстановительной медиации по уголовным делам с участием несовершеннолетних, мне достаточно часто приходилось видеть удовлетворенные лица обеих сторон конфликта после завершенной программы. Но действительный интерес к роли примирения для жертвы уголовного конфликта пробудился тогда, когда мне встретилась потерпевшая несовершеннолетняя В., не получившая возможности прямого общения со своими обидчиками. Из отдела дознания органов внутренних дел поступил запрос на оказание психологической помощи жертве преступления, которое осталось нераскрытым. «Мне страшно выходить на улицу уже второй месяц после случившегося…»,- призналась девочка, 11 лет, которой был причинен легкий вред здоровью двумя неизвестными молодыми людьми. На момент консультации несовершеннолетняя испытывала тревогу, что подобное повторится, мать желала отомстить обидчикам. Единственное, что мы действительно смогли проговорить - это моменты предупреждения подобных ситуаций со стороны В. (виктимологический аспект), а также проработать тревожное состояние в связи с ситуацией. Желание отомстить, страх, злость всё же оставались и требовали дальнейших встреч и психологической проработки, как для несовершеннолетней, так и для законного представителя. Мать и ребенок признались, что было бы гораздо легче, если бы была возможность встретиться с обидчиками, высказаться по поводу случившегося, прояснить ситуацию.

Еще одно подтверждение необходимости встречи с обидчиком для жертвы и её исцеляющую функцию можно увидеть в статье семейного психотерапевта, специалиста в области системных расстановок Майи Вильгельмовны Хен  «Родовые переплетения. Преступник и жертва», где исключительно важными мне показались следующие строки: «Жертвы и преступники не находят мира и покоя до тех пор, пока не выяснят отношения между собой. В случае примирения между ними родственникам легче признать то, что произошло и смириться с судьбой пострадавшего. В процессе работы, когда жертва и преступник поворачиваются друг к другу лицом, начинается процесс исцеления, и неважно, сколько на это потребуется времени. В конце концов, две противоположные силы будут уравновешены. Преступник и жертва испытают облегчение и освобождение. Они обретут мир и покой».

Исцеление жертвы в контексте восстановительного подхода может быть рассмотрено как восстановление способности функционирования тех сфер жизни человека, которым был причинен вред в ходе преступления. Сказать, что это конкретно сфера имущества или здоровья, вряд ли возможно, не смотря на отчетливое их разделение в Уголовном Кодексе Российской Федерации (преступления против собственности, преступления против личности),так как за одной поврежденной сферой могут скрываться другие. И часто мы соотносим реальные «масштабы повреждения» в вопросах: «Что Вы подумали? Что вы почувствовали? Кто пострадал?»

Полнота исцеления или восстановление задетых (нарушенных) в ходе причинения вреда сфер жизни (будь это здоровье, имущество, семья и т.д.) зависит как от силы или глубины причиненного вреда, так и социально-психологических факторов личности самой жертвы. Относительно первого основополагающего фактора мы можем говорить о невозможности восстановления некоторых нарушенных сфер, особенно, когда речь идет о более серьезных преступлениях. И наоборот, менее глубоким представляется вред, нанесенный жертве кражи имущества, когда возврат происходит в полном объеме, несовершеннолетний приносит свои извинения и проговаривает моменты предупреждения со своей стороны подобных действий (последнее способствует возвращению чувства безопасности для жертвы). В уголовных конфликтах с разной степенью тяжести причиненного вреда можно отметить, что для жертвы при добровольном её участии в программе примирения исцеляющий момент присутствует во всех случаях (вопрос остается исключительно в полноте исцеления).

Если обратить внимание на взаимосвязь личности самого потерпевшего и полноты её исцеления в ходе проведения программы примирения, то здесь можно говорить о возрастном аспекте, уровне развития личности, социальном положении, ценностных ориентациях и т.д. Так, потерпевшие люди престарелого возраста и дети более глубоко переживают ситуацию преступления, однако могут с большей легкостью говорить в ходе программ примирения о возникших негативных чувствах. Эти же возрастные категории лиц чаще соглашаются на саму встречу с обидчиками, легче принимают извинения. Из практического опыта можно отметить следующую закономерность: чем выше уровень духовно- нравственного развития личности потерпевшего, тем шире он видит круг пострадавших, тем выше его способность к пониманию и прощению. Такие программы проходят в более спокойной обстановке и наиболее эффективны. Вспоминается случай, когда один многодетный отец, из дачного дома которого похитили имущество чужие дети, на программе испытывал жалость и грусть к своим юным обидчикам, много говорил о проблеме молодого поколения, проявлял к ним искренние переживания. Он принял извинения и долго обсуждал с ребятами их законопослушное будущее. Бывают случаи, когда на программы приходят жертвы с низким уровнем моральных норм, социальной незрелостью. Они склонны к продолжению конфликта, считают себя исключительно обиженными конфликтной ситуацией и не могут отделить вред, причиненный в ходе совершения преступления, от уже накопившихся собственных проблем.

Отдельно можно отметить зависимость глубины причиненного вреда от ранее установленных связей между несовершеннолетним преступником и жертвой. Болезненней воспринимается жертвой ситуация преступления со стороны близкого родственника, друга, воспитанника, ученика. Вспоминается случай, когда воспитанник детского дома похитил из сумок кухонных работников деньги. Для одной из женщин такой поступок был крайне болезненным, она была обижена на ребенка, для которого всегда старалась готовить вкусную еду. На встрече у обеих сторон были слезы. Плакал мальчик, совершивший кражу, потому что было стыдно, плакала и повар, потому что любила и не ожидала от него такой «несправедливости». В момент извинения женщина и воспитанник обнялись и вновь стали близкими. «Программа дала возможность мне снова поверить в этого мальчика», - отметила кухонный работник.

Основываясь на наблюдении за потерпевшими в ходе программ примирения и последующих беседах со многими из них через определенное время, стоит отметить, что программа примирения относительно жертвы действительно способствует:

- Избавлению от чувства страха (восстановление «чувства безопасности»), ликвидации гнева, агрессии (желания отомстить), обиды, несправедливости;

- Снятию чувства вины и стыда (в ситуациях «провоцирующих» жертв);

- Нормализации отношений с близкими людьми (в случаях семейных конфликтов);

- Обретению дополнительного ресурса в жизни (помощника, защитника в лице правонарушителя);

- Снижению уровня виктимности (программа учит предусмотрительности и осторожности);

- Обретению чувства облегчения и освобождения от ситуации конфликта, выходу из роли «жертвы».

Тема исцеления жертвы в ходе программ примирения может представлять большой интерес для научных исследований.

Список литературы:

1. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с анг./Общ.ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина –М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. –328 с.

 2.Максудов Р.Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.

3.Хен М.В. Родовые переплетения. Преступник и жертва//эл. ресурс: https://samopoznanie.kz/articles/rodovye_perepleteniya_prestupnik_i_zhertva/, 2017.