Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Примеры описания случаев медиаторами

территориальных служб примирения

педагоги-психологи отделения медиации

Герасимова Д.Е., Хованская Т.В.

С 2015 года Архангельская область принимает участие во Всероссийском мониторинге деятельности служб примирения, проводимом Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. Особенностью Всероссийского мониторинга является то, что кроме количественного, необходимо представить и качественный анализ своей работы. Организаторы мониторинга считают главным практическую реализацию восстановительных принципов в реальных ситуациях.

Целью качественного описания случаев является анализ соблюдения восстановительных принципов в ходе проведения программы. Формы качественного анализа программ являются одновременно и «краткой конструкцией» устройства самой программы. Качественный анализ программ с точки зрения реализации восстановительных принципов становится органической частью аналитической работы ведущего и службы в целом, входит в культуру работы. Анализируя описания программ, специалисты ТСП делают выводы о качестве их проведения, о трудностях, с которыми сталкиваются ведущие.

Ведущий восстановительных программ видит ситуацию «под иным углом зрения», чем психологи, юристы и другие специалисты. Поэтому при описании случаев важно выработать свой стиль изложения, исключающий использование профессиональной терминологии, прежде всего, «психологизированной».

       Без реализации восстановительных принципов деятельность специалиста службы примирения теряет смысл: если в восстановительной программе не реализовались принципы (если в результате восстановительной программы обидчик не загладил причиненный вред, или жертва осталась не услышанной, вражда продолжилась или за участников всё решили другие люди и т.п.), то такую программу нельзя считать успешной. Результат фиксируется в таблице. Для этого в мониторинге предлагается заполнить форму ТСП-2А.

         Программы, по которым прошли примирительные встречи правонарушителя (обидчика) и жертвы:

1. Фабула дела.

2. Если заведено уголовное дело – статья УК РФ, по которой предъявлено обвинение.

3. Источник, передавший случай на программу.

4. Участники программы (для несовершеннолетних участников и молодых обвиняемых обязательно указать возраст).

5. Удалось ли сторонам достичь соглашения (если не удалось – причины).

6. Как реализованы базовые ценности и принципы восстановительного правосудия:                                                                                  

Базовые ценности и принципы восстановительного правосудия

Реализация (в чем проявилось)

6.1. Ответственность нарушителя перед жертвой

 

Согласие на обсуждение ситуации, то есть на предварительную и примирительную встречи. Понимание и осознание чувств жертвы. Принесение ей извинений. Заглаживание причиненного вреда. Обидчик отметил, что он понял, насколько больно было потерпевшей от его поступка.

6.2. Исцеление жертвы

 

Извинения от обидчика приняты. Повышение самооценки и уверенности в себе. Нет страхов.

6.3. Участие социального окружения

 

Одобрение, моральная поддержка значимых лиц, родителей, законного представителя.

6.4. Восстановление способностей людей понимать друг друга

 

Созданы условия для того, чтобы каждый мог высказаться и быть услышанным другими. Стороны согласились на встречу, пришли добровольно с желанием прояснить ситуацию и наладить отношения. Самостоятельно искали решение конфликта, устроившее их обоих.

Осознали произошедшее и сделали выводы для дальнейшего конструктивного общения и взаимодействия.

6.5. Что сделано для того, чтобы подобное не повторилось

Обидчик дал обещание останавливать и других людей, если они станут совершать противоправные действия. Потерпевшая сообщила, что она постарается быть сдержанной и не держать зла на обидчика

6.6. Иное

 

7. Официальное решение по делу (приговор суда, постановление о прекращении уголовного дела, решение КДН, иное).

8. Примечания: особенности случая (находки; трудности; проблемы; идеи, возникшие в результате работы)

Пример описания:

1. Фабула дела: несовершеннолетний Ж., 25.03.2004 года рождения, группой лиц по предварительному сговору с малолетним Б., умышленно, из корыстных побуждений, с целью хищения чужого имущества, воспользовавшись тем, что за их действиями никто не наблюдает, совместно, тайно похитили принадлежащую Ш. портативную аудиосистему.

2. Если заведено уголовное дело – статья УК РФ, по которой предъявлено обвинение: ст.158 ч.2 п.«а» УК РФ

3. Источник, передавший случай на программу: … районный суд г.Архангельска.

4. Участники программы (для несовершеннолетних участников и молодых обвиняемых обязательно указать возраст): несовершеннолетний Ж., 25.03.2004 года рождения, его законный представитель (мать), совершеннолетняя потерпевшая Ш.  

5. Удалось ли сторонам достичь соглашения (если не удалось – причины): 10.07.2019 подписан примирительный договор.

6. Как реализованы базовые ценности и принципы восстановительного правосудия:

Базовые ценности и принципы восстановительного правосудия

Реализация (в чем проявилось)

6.1. Ответственность нарушителя перед жертвой

 

Несовершеннолетний Ж. увидел на улице пожилую женщину, сидящую на скамейке и слушающую музыку посредством современной колонки. Как выяснилось на встрече, Ж. давно хотел такую колонку, просил у матери, однако ему не покупали. Он договорился с другом, что пока Ж. отвлекает женщину, Б. схватит колонку и убежит, воспользовавшись тем, что владелица колонки плохо видит. Поясняет, что после случившегося, когда колонка уже была у него, начала мучить совесть, стало плохо на душе, страшно. Колонку быстро обнаружили и вернули потерпевшей. Ж. понимал, что морально поступил нехорошо, захотелось извиниться, как-то загладить причиненный вред, однако стыд не давал сделать этого до момента встречи.

6.2. Исцеление жертвы

 

Потерпевшая пояснила, что колонка представляла для нее особую значимость, так как была подарена дочерью. Она плохо видит и уделяла прослушиванию радиопередач достаточно много времени, привыкла выходить на улицу в летнее время, садиться на скамейку и включать музыку. После случившегося испытала злость, негодование, обиду, в голове не укладывалось, как так можно было поступить. Выразила продолжительное беспокойство за дальнейшую судьбу несовершеннолетнего: «Меня беспокоило, что же с ним будет, если уже сейчас он смог так обмануть пожилого человека, какой дорогой он пойдет?». Встреча с обидчиком дала возможность потерпевшей поделиться своими чувствами, донести до несовершеннолетнего не только переживания за собственное имущество и его особую ценность, но и за дальнейшую судьбу своего обидчика. Она смогла увидеть в нем ребенка, выслушать его. Ей стало приятно от того, что Ж. сам проявил желание извиниться, что его действительно мучает совесть. Женщина призналась, что ей стало легче от такого разговора и она готова простить Ж.

6.3. Участие социального окружения

 

Законный представитель Ж. (мать) отметила шоковое состояние на момент, когда ситуация стала ей известна. Переполняло чувство негодования, злости, стыда за поступок ребенка. Вдвойне было обидно за то, что сын так смог поступить с пожилым человеком. Сейчас присутствуют переживания и за его будущее, за то, что «…у него теперь «пятно», «галка на всю жизнь». Также выразила желание извиниться перед потерпевшей за поступок сына.

6.4. Восстановление способностей людей понимать друг друга

Потерпевшая была спокойна, доброжелательна к обвиняемому и его маме. Похвалила подростка за решение принести извинение, загладить причиненный вред. На слова извинения пояснила, что принимает их, материальных претензий к обидчику не имеет, в какой-либо помощи со стороны подростка не нуждается. Стороны подписали примирительный договор.

6.5. Что сделано для того,   чтобы подобное не повторилось

 

- не общаться с плохими ребятами, не брать чужого;

- лучше учиться;

- устроиться на подработку, покупать на свои деньги вещи, которые нравятся;

- думать о последствиях;

6.6. Иное

Потерпевшая не возражает против прекращения уголовного дела.

7. Официальное решение по делу (приговор суда, постановление о прекращении уголовного дела, решение КДН, иное): уголовное дело прекращено судом по ст. 25 УПК РФ за примирением сторон.

8. Примечания: особенности случая (находки; трудности; проблемы; идеи, возникшие в результате работы): в ходе встречи был поднят такой важный вопрос, как причинение вреда пожилому слабовидящему человеку. Обидчик признал, что совесть за данное деяние особенно мучила его. Слова потерпевшей о том, что она беспокоилась за судьбу обидевшего ее мальчика, сильно повлияли на Ж., создали дополнительный источник желания исправить свое положение.

9. Выводы по кейсу, сделанные медиатором: случаи, где взрослые потерпевшие проявляют неравнодушие к судьбам детей-обидчиков, имеют особую значимость, на таких встречах в сознании несовершеннолетних поднимается уровень важных жизненных ценностей, на которых строится желание соответствовать нормам морали и права.

Качественное описание случаев помогает ведущему программ глубоко анализировать свою деятельность в восстановительном подходе, который применяет ТСП в отношении несовершеннолетних, преступивших закон.