Т.В. Хованская – педагог-психолог отделения медиации
О.Н. Шкрябина – педагог-психолог отделения медиации

Мотивирование участников восстановительных программ

 

     В соответствии с одним из главных принципов восстановительного правосудия, участие в программах является добровольным. Стороны предполагаемой медиации или семейной конференции сами вправе принимать решение о своем участии в решении сложившейся ситуации. На этапе подготовки к семейной конференции ведущий при полученном отказе одного из членов семьи может предложить ему заочное участие в решении сложившихся проблем, либо продолжить подготовку с другими предполагаемыми родственниками. Сложнее обстоят дела с восстановительной медиацией, где при отказе от неё обидчика или потерпевшего проведение программы не представляется возможной.
     Отказ от программы – это неразрешенный конфликт, продолжение конфронтации и риск повторного правонарушения или преступления, ведь вопрос «Как сделать так, чтобы это не повторилось?» останется безответным. Медиаторы Архангельской области понимают последствия отказа и считают правильное мотивирование сторон на программу одним из важных компонентов своей профессиональной деятельности. Как ответить и что сказать ведущему программы в телефонных переговорах, чтобы на той линии человек действительно осознал преимущества предлагаемой встречи?
     На семинаре Ассоциации Восстановительной медиации Архангельской области в 2019 году этому вопросу было уделено особое внимание. Определив основные причины отказа сторон от участия в программе примирения, медиаторы в мини-группах предложили варианты наиболее эффективного диалога с «отказывающейся» стороной.
     Из практического опыта наиболее частыми причинами отказа от программы, которые приходятся слышать медиаторам, обозначены:
     1. «Это было давно». Это тот случай, когда сторона не желает вновь возвращаться к ситуации, заново переживать травмирующие события. Группа медиаторов по данному отказу предложила следующие вопросы, которыми можно оперировать медиатору в диалоге:
     - «Ваша ситуация разрешилась? Если да, то, каким образом? Вы довольны результатом разрешения ситуации?» (здесь можно обозначить момент преимущества возмещения причиненного вреда самим обидчиком, что редко достигается альтернативными медиации решениями);
     - «Могли бы Вы прийти и поделиться, рассказать о разрешении ситуации» (мотивирование на предварительную встречу, далее - на самой предварительной встрече пояснить преимущества программы);
     - «На сегодняшний момент Вы чувствуете себя в безопасности?» (вопрос для потерпевшей стороны). Далее рассказать о том, как программа позволит обидчику вновь не оказаться в подобной ситуации.
     2. «Не вижу никакого смысла». Так говорят чаще всего, когда по ситуации уже есть решение соответствующих органов, например, постановление КДНиЗП или определение по делу об административном правонарушении. Медиаторы на подобный отказ предлагают следующий алгоритм:
     - раскрыть суть процедуры примирения;
     - выяснить страхи по поводу предстоящей встречи;
     - пояснить, что медиация дает возможность людям высказаться;
     - пояснить важность для предупреждения подобных ситуаций заглаживания вреда самим несовершеннолетним обидчиком, а не законным представителем.
     3.«Мы уже помирились». В ряде случаев стороны действительно формально разрешают конфликт до поступления заявки на примирение. И здесь в телефонном разговоре медиатору можно рекомендовать:
     - обозначить, что в медиации есть возможность документально зафиксировать принятые сторонами решения;
     - отметить, что преимущество программы в конкретных путях решения, как сделать так, чтобы в будущем       подобного не повторилось;
     - пояснить возможность наладить отношения с другой стороной для дальнейшего исцеления (извиниться и быть прощенным).
     4. «Я не желаю (мы не желаем) переживать ситуацию». Чаще всего отказ подобного рода свойственен законным представителям. Здесь есть важность пояснения медиатором для кого и для чего:
    - пояснить необходимость программы для самого ребенка;
    - рассказать момент восстановления справедливости;
    - согласие потерпевшего повлияет на правонарушителя, поможет ему исправить ситуацию.
     Таким образом, работа с возражениями позволяет медиатору организовать программу примирения, даже если первоначально стороны сомневались в необходимости встречи.