Анализ деятельности школьных служб примирения
(далее – ШСП) Архангельской области
за 2018-2019 уч. год

    В соответствии с распоряжением Министерства образования и науки Архангельской области «Об организации деятельности школьных служб примирения в образовательных организациях на территории Архангельской области» от 07.06.2017 г. № 999 на ГБУ АО «Центр «Надежда» возложено информационно-методическое сопровождение ШСП, а также сбор отчетов об их деятельности по итогам учебного года.
    По состоянию на 15 июня 2019 года отчеты за 2018–2019 учебный год о деятельности ШСП представили 119 (аналогичный период прошлого года, далее АППГ – 85) образовательных организаций и 1 детский дом (АППГ – 1) Архангельской области из 22 (АППГ – 17) муниципальных образований.
   Не представили отчеты 3 муниципальных образования, в которых есть обученные специалисты:
– МО Каргопольский муниципальный район, МОУ «СШ № 2» г. Каргополь;
– МО Лешуконский муниципальный район, МБОУ «Лешуконская СОШ;
– МО Шенкурский муниципальный район, МБОУ «Ровдинская СОШ».
По данным отчетов, 120 школьных служб примирения распределяются по этапам развития следующим образом:
7 (6%) – в процессе подготовки к созданию ШСП (ведется работа над документацией);
13 (11%) – создаваемая ШСП (подписан приказ о создании ШСП, утверждено положение, назначен куратор, проводятся информационные семинары по восстановительным технологиям для участников образовательного процесса);
19 (15,5%) – недавно созданная ШСП (создана в течение полугода и проведено не менее 2 восстановительных программ);
51 (42,5%) – нормально работающая (активная) ШСП (проведено не менее 4 восстановительных программ);
17 (14%) – низкоактивная ШСП (проведено менее 4 программ за учебный год);
4 (13%) – представили нулевой отчет, программы примирения не проводятся, ШСП созданы формально:
– МБОУ «СШ № 49» г. Архангельск;
– МБОУ «СШ № 50» г. Архангельск;
– МБОУ «СШ № 82» г. Архангельск;
– МОУ «СОШ № 17» г. Котлас;
9 (8%) – ШСП созданы, но не функционируют по причине отсутствия обученных специалистов (уволились, в отпуске по уходу за ребенком, не проходили обучения):
– МБОУ «СШ № 10» г. Архангельск;
– МБОУ «СШ № 27» г. Архангельск;
– МБОУ «СОШ № 5» г. Северодвинск;
– МАОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинск;
– МОУ «СОШ № 1» г. Новодвинск;
– МБОУ «Ильинская СОШ» Вилегодский муниципальный район;
– МБОУ «Никольская СОШ» Вилегодский муниципальный район;
– МОУ «СОШ № 4» г. Коряжма;
– МБОУ «Новолавельская СШ № 3» Пинежский муниципальный район.
   Со 151 до 207 возросло количество подготовленных медиаторов в школьных службах примирения. В 2019 году в ГБУ АО «Центр «Надежда» по программе «Восстановительные технологии для педагогов школьных служб примирения» (40 ч.) прошли обучение 50 специалистов, по программе «Семейная конференция – эффективный метод работы с семьей» (72 ч.) – 10 специалистов образовательных организаций.
   Кроме того, в работе ШСП принимают участие 105 (АППГ – 53) специалистов, которые не проходили обучение восстановительным технологиям, но разделяют философию восстановительного подхода к решению конфликтов и желают обучиться.
   Увеличилось количество детей–волонтеров ШСП – 178 в 37 образовательных организациях (АППГ – 146 в 31 образовательной организации). В этом учебном году обучающиеся не только помогали кураторам ШСП в информировании участников образовательного процесса, но и проводили восстановительные программы (в основном, программу Круг сообщества). Однако систематическое обучение детей – волонтеров не осуществляется.
   Количество поступивших заявок в ШСП за отчетный период составило 673 (АППГ – 440), больше почти на 53%, в том числе:
– 364 (54%) – обращения из образовательной организации (АППГ - 252);
– 181 (27%) – от сотрудников ОДН/ ПДН (АППГ - 97);
– 67 (10%) – от КДН и ЗП (АППГ - 60);
– 61 (9%) – иное (от законных представителей несовершеннолетних) (АППГ - 31).
   Анализ показал, что в 2018–2019 учебном году возросло количество заявок, поступивших от сотрудников ПДН и КДН и ЗП по общественно- опасным деяниям и административным правонарушениям несовершеннолетних. Изложенное свидетельствует об активном включении ШСП в раннюю профилактику правонарушений среди обучающихся детей.
   Всего за 2018–2019 учебный год в образовательных организациях Архангельской области проведено и завершено 532 (АППГ - 359), или на 48,2% больше, восстановительных программы:
– 331 (62%) – восстановительная медиация (решение конфликта между двумя участниками) (АППГ – 237);
– 135 (25%) – решение конфликта в группе несовершеннолетних (программа Круг сообщества) (АППГ – 91);
– 10 (2%) – разрешение проблемных ситуаций несовершеннолетнего силами семьи (программа Семейная конференция) (АППГ – 0);
– 56 (11%) – профилактические восстановительные программы (АППГ – 26).
   В программах примирения приняли участие 4135 (АППГ – 2668) человек, из них 811 (АППГ - 533) взрослых и 3324 (АППГ - 2135) обучающихся. Количество участников восстановительных программ возросло в связи с популяризацией восстановительных технологий.
   Таким образом, деятельность ШСП отражает основную концепцию службы примирения – разрешение конфликта силами самой школы с помощью восстановительного подхода.
   В 2018–2019 учебном году наибольшую активность проявили ШСП (проведено за учебный год более 10 программ примирения) следующих образовательных организаций:
– МБОУ «СШ №30» г. Архангельск;
– МОУ «СОШ № 4» г. Котлас;
– МБОУ «СОШ № 1» г. Мирный;
– СП «СШ № 6 МБОУ «СШ № 3» г. Няндома, МО Няндомский муниципальный район;
– МБОУ «Плесецкая школа» МО Плесецкий муниципальный район;
– МБОУ «Бобровская СШ» МО Приморский муниципальный район.
   Кураторы ШСП отмечают значительную поддержку и своевременную помощь со стороны специалистов отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» в вопросах организации деятельности ШСП и проведения восстановительных программ.
   Проблемы ШСП Архангельской области выразились в следующем (по степени значимости и актуальности проблем):
1. Не созданы условия для деятельности ШСП (нет помещения для проведения программ; отсутствует материальное стимулирование специалистов ШСП):
Однако имеется опыт проведения программ в учебных кабинетах, библиотеке в вечернее время. Любая работа специалиста должна оплачиваться, для этого важно грамотно и своевременно вести отчетность, регулярно информировать администрацию образовательной организации о проделанной работе ШСП.
2. Низкая мотивация родителей и педагогов на участие в программах (скептическое отношение к процедуре примирения и ее результатам): Информирование участников образовательного процесса – ответственность специалистов ШСП. Люди не знакомы с особенностями восстановительного подхода, боятся огласки. Принципы восстановительного подхода к решению конфликтов должны быть известны всем в школе и неукоснительно соблюдаться. Рекомендуется регулярно проводить семинары для педагогов, родительские собрания, классные часы (желательно привлекать для этого волонтеров ШСП). Лучшая реклама работы ШСП – реально проведенные программы.
3. Загруженность специалистов основным видом деятельности:
Этот вопрос относится к эффективному планированию и распределению рабочего времени специалиста. Педагог-психолог около 60% своей работы может перевести на восстановительный подход (кроме коррекционно-развивающей работы). Социальный педагог - до 80 % (за исключением работы с документацией). Например, в процессе написания объяснительных участниками конфликта использовать 5 восстановительных вопросов. Классный руководитель может строить воспитательную работу с учащимися, применяя программу «Круг сообщества».
Так же можно использовать элементы восстановительного подхода при проведении классных часов, родительских собраний, семинаров, педсоветов.
4. Необходимость ВКС, супервизий, практикумов по восстановительным программам:
На ежегодном декабрьском областном семинаре для специалистов ШСП, организатором которого является ГБУ АО «Центр «Надежда», специалисты отделения медиации неоднократно предлагали создать методические объединения специалистов ШСП в муниципальных образованиях Архангельской области, что помогло бы систематизировать работу ШСП, проводить супервизии, обмениваться опытом ведущих восстановительных программ, включая медиаторов территориальных служб примирения.
5. ШСП не может начать работу, так как нет обученных специалистов:
Образовательные организации, желающие начать работу ШСП, могут пригласить специалистов отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» на четырехчасовой семинар для педагогов по программе «Круг сообщества». Получить методические рекомендации по ведению документации ШСП в отделении медиации ГБУ АО «Центр «Надежда».
6. Отсутствие в образовательной организации педагога-психолога:
Впервые при анализе деятельности ШСП остро встал данный вопрос. Восстановительный подход не является прерогативой педагога - психолога. Главное для специалиста ШСП – это желание решать конфликты в образовательной организации инновационным способом. Как показывает практика, с этим успешно справляются и другие педагогические работники.
   Вопросы, часто задаваемые специалистами ШСП:
1) Куда отнести программы с элементами восстановительного подхода?
Беседы, классные часы, родительские собрания, семинары с педагогами с элементами восстановительного подхода называются «Профилактические восстановительные программы» и попадают в графу «Иное» в таблице №1.
2) Как проводить семейные конференции?
Семейную конференцию проводит специалист, прошедший обучение по программе «Семейная конференция – эффективный метод работы с семьей» (72 ч.). Для обучения специалиста необходимо подать заявку в ГБУ АО «Центр «Надежда» в отделение медиации.
3) Может ли ШСП работать по заявкам из полиции или КДН и ЗП?
В компетенцию ШСП входит проведение программ примирения не только по школьным конфликтам, но и по общественно опасным деяниям, административным правонарушениям, с участием учащихся данной образовательной организации.
4) Как работать по заявкам о кражах в торговых центрах?
ШСП вправе пригласить представителей магазина для участия в программе или провести челночную медиацию.
5) Что делать, если заявка в ШСП из полиции или КДН и ЗП поступила спустя несколько месяцев после совершения правонарушения?
Сроки рассмотрения конфликтов официальными органами достаточно длительны. Как только школе стало известно о произошедшем инциденте, можно проводить программу.
6) Как работать с конфликтами учитель-ученик, учитель-родитель?
Сложными для работы ШСП являются конфликты с участием педагогов. Они требуют нейтральности специалистов ШСП. Главное – донести до педагога принципы восстановительного подхода и получить его добровольное согласие.
7) ШСП не востребованы, так как конфликты решаются традиционными способами?
Цель деятельности ШСП – создание безопасной атмосферы в школе, обучение детей и взрослых цивилизованным способам разрешения конфликтов, умению договариваться и сообща решать проблемы. Традиционные способы не достигают такой эффективности.
8) Приходится заполнять большое количество документации?
Список документов ШСП: 1. Заявка на программу. 2. Примирительный договор или протокол о результатах встречи сторон (в случае медиации) или план семьи (в случае семейной конференции) или план класса (в случае круга сообщества). 3. Анкеты участников программы. 4. Регистрационная карточка случая.
Это все документы по любой программе. Куратор ШСП ведет «Журнал регистрации конфликтных ситуаций» (можно в электронном виде). До 15 июня – предоставляется отчет о работе за учебный год, в январе – мониторинг за календарный год.
   Таким образом, анализ отчетов ШСП за 2018-2019 учебный год показал, сеть школьных служб примирения в Архангельской области планомерно расширяется, относительно стабильно функционирует.

Педагоги-психологи отделения медиации
ГБУ АО «Центр «Надежда»
Хованская Т.В., Шкрябина О.Н.