Восстановительные технологии в работе с семьей - это методы, направленные на развитие семейного взаимопонимания и эмоционального благополучия членов семьи. На сегодняшний день ГБУ АО «Центр «Надежда» предлагает 2 технологии: Семейные Групповые Конференции и Семейная медиация.

Семейная медиация — это встреча членов семьи с целью восстановления отношений в докризисное состояние. Встреча проводится, если есть 2 стороны конфликта, они признают свое участие в конфликте и желают его разрешить. В семейной медиации чаще всего принимают участие ребенок и один из родителей, хотя возможно приведение медиации между родителями, законными представителями и иными членами семьи. Принимают участие в семейной медиации дети от 10 лет. Договор (или протокол о результатах встречи сторон) передается членам семьи.

Цель семейной медиации: создание условий для понимания, принятия и безусловной любви к ребенку. Задачи: создать для ребенка атмосферу безопасности; взрослому уметь слушать и слышать ребенка; поощрять выражение эмоционального мира ребенка; развивать в отношениях с ребенком основы сотрудничества; обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Достоинства семейной медиации:

1. Семья и ребенок - части общей системы со своими особенностями.

2. Никто не знает семью лучше, чем сама семья. Никто не может решить ситуацию лучше, чем сами члены семьи.

3. Медиатор помогает семье восстановить отношения, организует диалог и гарантирует безопасность.

Особенности семейной медиации:

1.У ребенка на встрече нет законного представителя, так как он – другая сторона медиации.

2.Предварительная встреча сначала проводится с законным представителем, а потом с ребенком. На предварительную встречу с ребенком необходимо взять письменное разрешение его законного представителя.

3.На встрече разбирается только 1 конфликт или действие, приведшее к конфликту.

4.Медиатор занимает нейтральную позицию, не принимает сторону ребенка, но явно демонстрирует эмпатию и веру в силы семьи.

Можно привести следующий пример использования семейной медиации для решения проблемы между матерью и ребенком. Подросток в течение лета похищал из магазинов дешевый алкоголь. Ребенок неоднократно был задержан хозяевами магазинов, которые сообщали о событии матери. Мать готова оплатить ущерб, но желала гарантий, что подобное больше не повторится. Мать обратилась в ГБУ АО «Центр «Надежда» в отделение медиации. Матери и подростку удалось достичь соглашения: был подписан примирительный договор.

Базовые принципы восстановительного подхода

Реализация (в чем проявилось)

Ответственность нарушителя перед жертвой

Подросток был готов к диалогу, хотел отработать материальный ущерб деньгами, несколько раз извинялся перед матерью за содеянное

Исцеление жертвы

Мать рассказала на встрече о своих переживаниях, высказала желание увидеть повзрослевшего и ответственного сына

Актуализация позитивного потенциала социального окружения

Мать и подросток обсудили свои действия в дальнейшей совместной жизни. Услышали друг друга.

Восстановление способности людей понимать друг друга

Подросток извинился перед мамой. Рассказал, что кражи совершал на спор. Проговорил, что не ожидал таких последствий и переживает, что маме надо оплатить материальный ущерб

Что сделано для того, чтобы подобное не повторилось

В договоре: подросток учится без двоек и прогулов 2 месяца; всегда отвечает на звонки мамы; в 21.00 подросток должен быть дома; моет посуду 2 месяца; пылесосит квартиру 2 месяца.

Иное

Подросток хотел заработать деньги самостоятельно, но маму волновала его учеба и поведение. Договор был исполнен.


 Педагог-психолог отделения медиации Хованская Татьяна Валерьевна