В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от 07 июня 2017 г. № 999 ГБУ АО «Центр «Надежда» осуществляет сопровождение школьных служб примирения (далее – ШСП)

в Архангельской области. Указанное новое распоряжение не ограничивает инициативу образовательных организаций по созданию ШСП.

По состоянию на 15 июня  2017 года отчет о деятельности ШСП в ГБУ АО «Центр «Надежда» предоставили 54 образовательные организации Архангельской области из 15 муниципальных образований.

Анализ отчетов показал, что в 37 образовательных организациях школьные службы примирения созданы и функционируют, в 10 не созданы, в 7 созданы, однако программы примирения не проводятся.

Из 37 работающих школьных служб примирения 7 можно отнести к создаваемой ШСП (издан приказ о работе ШСП, определен куратор,  обучаются специалисты, ведется подготовительная работа), 10 ШСП - к  недавно созданным (специалисты обучены, проводится мониторинг, начата работа с обучающимися), 20 ШСП можно назвать нормально работающими (проводится не менее 4 восстановительных программ в год).

Таким образом, из 54 образовательных организаций, предоставивших отчет о деятельности ШСП, в 20 ШСП работают активно. Еще полгода назад таких было всего  15.

В работе ШСП заняты 249 человек. Из них 82 специалиста, обученных по программе «Деятельность школьных служб примирения» (72 ч.) в АО ИОО и  программе «Восстановительные технологии для педагогов школьных служб примирения» (40 ч.) в ГБУ АО «Центр «Надежда». По данным ежегодного мониторинга, 78 % педагогов имеют соответствующую подготовку для работы в ШСП. 22 % педагогов знакомы с восстановительным подходом, однако этих знаний не хватает для практической работы в ШСП. В дальнейшем требуется обучить не менее 52 специалистов.

Важным показателем работы ШСП является привлечение обучающихся. Анализ отчетов показал, что только в 17 образовательных организациях есть волонтеры школьных служб примирения. Общее число детей-волонтеров – 113 человек, что составляет 45% от всех членов ШСП. Но большей частью несовершеннолетние участия в проведении восстановительных программ не принимают, а работают в агитбригадах, участвуют в рекламных акциях, ознакомительной деятельности.

В 37 образовательных организациях, где ШСП созданы и функционируют, проведено 233 программы примирения, в том числе:

- 139 при решении конфликта между двумя участниками с помощью технологии медиации (решение конфликта между двумя сторонами с помощью третьего, независимого лица),

- 54 при решении конфликта в группе детей с помощью кругов сообщества (решение конфликтной ситуации в классе через групповой договор),

- 28 профилактических программ (использование элементов восстановительных технологий на классных часах и родительских собраниях),

- 9 семейных конференций (объединение членов семьи, других заинтересованных лиц ради интересов ребенка),

- 3 школьные конференции (решение школьной проблемы через привлечение большой группы заинтересованных лиц).

В программах примирения приняли участие 1687 человек, из них 445 взрослых и 1242 обучающихся. Количество несовершеннолетних, принявших участие в восстановительных программах, значительно возросло в связи с применением технологии круг сообщества.

Мониторинг ШСП подтвердил, что для эффективного функционирования школьных служб примирения необходимы: команда обученных специалистов, их сопровождение и координация деятельности.

Таким образом, в 2017-2018 учебном году основными направлениями деятельности ГБУ АО «Центр Надежда» по сопровождению школьных служб примирения в Архангельской области будут:

- проведение курсов повышения квалификации педагогических работников по дополнительной образовательной программе «Восстановительные технологии для педагогов школьных служб примирения» (очередной обучающий курс состоится в октябре 2017 года);

- подготовка и проведение семинаров для педагогических работников ШСП (ежегодный семинар планируется на декабрь 2017 года);

- помощь кураторам ШСП в разработке методических и учебных материалов для организации обучения медиаторов из числа обучающихся;

- консультирование педагогических работников, входящих в состав ШСП, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- создание  сети ШСП по «кустовому принципу» (в Архангельской области есть несколько ШСП, работающих очень качественно, они могут стать методическими центрами  в своих муниципальных образованиях);

- выезды на место для оказания практической помощи.

 

Педагоги-психологи отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда» Герасимова Д.Е., Хованская Т.В.

 

04 августа 2017 года