«История Вити»

Новизна восстановительных технологий состоит в восстановлении отношений конфликтующих сторон, их исцелении, преодолении различных форм отчуждения, восстановлении социальных связей. Восстановительный способ реагирования на конфликты, в отличие от традиционного, предполагает, прежде всего, принятие ответственности нарушителем, а не его наказание. Этот прием является эффективным воспитательным методом при работе с трудными детьми и их семьями.

Мы хотим рассказать об одном, конкретном подростке. Он живет в одном из городов нашей области. История Вити 14 лет показательна. Он из тех детей, которые не ищут неприятностей: проблемы сами ждут их за каждым углом. Конфликты в школе, разборки с ровесниками на улице, попытка развести костер на крыше жилого дома – только малая их часть.

С Витей мы познакомились весьма примечательным образом: холодным утром в конце августа он сидел на крыльце психологического центра в своем городе.  Мальчик рассказал, что убежал из дома и не знает, куда идти. История его была простой. Соседи увидели, что мальчик курит и сообщили об этом отцу ребенка. Отец в это время был на работе в ночную смену. Он позвонил мальчику и сказал, что утром за курение выбьет ему зубы. К сожалению, родители наказывали мальчика физически, и ребенок очень серьезно воспринял угрозу со стороны отца.

Утром мальчик встал пораньше и убежал из дома. К счастью, специалист центра проводил в классе, где учится мальчик, классный час по восстановительным технологиям. Со слов специалиста мальчик понял, что восстановительные технологии позволяют людям лучше понимать друг друга. Он не хотел наказать родителей или доставить им какие-то неприятности. Он хотел решить дело миром. После знакомства с ситуацией, консультаций со специалистами семье была предложена семейная групповая конференция. На конференции был поставлен вопрос: «Как сделать жизнь Вити лучше?».

На встрече присутствовали: сам мальчик, его мама, папа, бабушка со стороны папы, которая живет с семьей, педагог-психолог и специалист, который представлял интересы ребенка. На этой семейной групповой конференции представитель интересов ребенка был просто необходим, ведь, как только семья собралась вместе – ребенка словно подменили. От общительного, взрослого, рассудительного мальчика не осталось и следа. Он съежился на стуле, опустил голову и почти перестал говорить. Представителю ребенка пришлось озвучивать пожелания мальчика: «Хотел бы, чтобы мама больше проводила со мной больше времени. Хотел бы, чтобы бабушка поменьше кричала. Хотел бы, чтобы отец не поднимал на меня руку…». Такие простые желания.

Родители и бабушка были подготовлены на предварительных консультациях.  Никто не ругался, не искал виноватых. Семья составила хороший, реальный план для изменения ситуации в семье, первым пунктом в котором были слова: «Папа не бьет Витю». Так же семья прописала пункты: «Мама по пятницам с 15.00 до 17.00 проводит время с Витей.  Мама, а не бабушка проверяет уроки у Вити ежедневно в 20.00. Бабушка ходит с Витей на просмотр кинофильмов 1 раз в месяц…». Интересно, что проблему курения семья обсуждать на встрече отказалась. Оказалось, что в семье курят все: папа, мама, бабушка. Папа решил поговорить с ребенком о курении самостоятельно, но без физического воздействия. Контроль за исполнением плана осуществлялся мамой, Витей и независимым ведущим в течение полугода. Мама по пятницам звонила специалисту, а Витя приходил на встречи по вторникам.  Первое время ребенок удивлял своей непосредственностью: «Я получил «два», а меня не наказали.  Я просыпал соль, а на меня не накричали…». План семья выполняла аккуратно, коррекции план не потребовал.  Члены этой семьи смогли понять друг друга.

И вот, спустя полтора года Витя снова в центре. На этот раз он   готовится принять участие в восстановительной медиации в связи с совершением правонарушения. Подросток и мама приглашены на предварительную встречу. Семья действительно больше не наказывает мальчика физически. Конечно, мама переживает, высказывает свое недовольство, но о физических наказаниях даже не упоминает.  Мама не дистанцируется от мальчика, как два года назад, часто прикасается к нему, поддерживает. На предварительной встрече подросток открыто рассказывает об обстоятельствах случившегося. Вопрос о заглаживании вреда ненадолго ставит его в тупик, он серьезно о чем-то задумывается.

На примирительной встрече медиаторы с удивлением узнают, что подросток самостоятельно обратился к пострадавшему. Попросил у него прощения и постарался восстановить испорченное имущество.  Представитель пострадавшей стороны принял извинения и рассказал о своем удивлении, ведь он ожидал просьбы забрать заявление, а мальчик спросил: «Что я могу сделать, чтобы исправить вред?».

Подросток не по научению взрослых, не по принуждению, а только из собственных побуждений принял принципы восстановительной медиации и попытался реализовать их еще до самой примирительной встречи. Со слов мамы, он отказался от вмешательства семьи, заявив, что должен сам справиться с проблемой. Примирительная встреча прошла успешно. В договоре сторон было прописано, что при полном возмещении материального вреда пострадавший не будет иметь к подростку претензий. На каникулах подросток должен заработать и вернуть родителям потраченные деньги. Подросток принес извинения не только представителю пострадавшей стороны, но и своей маме. Уголовное дело было прекращено.

Таким образом, на примере Вити и его семьи, мы видим, что   восстановительные технологии действительно помогают людям понимать друг друга. Они помогают взрослеть и брать на себя ответственность.  Позволяют избегать «ярлыков», которые легко навешиваются, и почти всегда следуют за человеком  по жизни. Восстановительные технологии в реальном времени работают для  людей.

 

Педагог-психолог отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Хованская Татьяна Валерьевна