Применение метода «Семейные конференции»

в работе с несовершеннолетними правонарушителями.

 

Семьи, где дети преступили черту закона, требуют на сегодняшний день особого подхода в работе. Практика показывает, что родители преступившего закон ребенка часто не видят и не желают принимать ответственность за решение последствий преступления, не говоря уже о готовности корректировать свою жизнь и поведение ради благополучия ребенка. Повышенное внимание со стороны органов системы профилактики часто дает эффект «перекладывания ответственности» со стороны родителей на государство. Возможные искажения в поведении ребенка начинают объясняться ими как недостаточная работа психологов, педагогов школы, полиции. Такая позиция препятствует достижению положительных результатов профилактической работы с семьей, и, в частности, предупреждению совершения несовершеннолетними повторных правонарушений.

В Архангельской области сравнительно недавно в отношении таких семей по запросу органов системы профилактики стали проводиться семейные конференции. Данная восстановительная технология позволяет силами самой семьи решить вопросы со стороны полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, школы, органов опеки. Важным моментом здесь является именно принятие на себя ответственности родителей, ближайшего окружения и самого правонарушителя за изменение сложившихся обстоятельств.

Пусковым механизмом к реализации данной восстановительной технологии является запрос от заинтересованного в решении проблемы ребенка органа. В запросе описывается проблемная ситуация, связанная с несовершеннолетним. В случае семьи правонарушителя это может быть совершение повторных преступлений, низкий контроль со стороны родителей, неорганизованность досуга…

Принимает такие запросы и готовит семейную конференцию специалист, обученный данной восстановительной технологии. Получив заявку, он связывается с родителями несовершеннолетнего, чтобы уведомить их о поступившем запросе и получить согласие на проведение программы.

 На этапе направления на семейную конференцию, ведущий и сделавший запрос специалист определяют список возможных участников предстоящей семейной конференции, проясняют вопросы, требующие решения, формулируют проблемы, главный и промежуточные вопросы. Возможны следующие формулировки: «Как помочь (имя ребенка) вести законопослушный образ жизни?», «Как (имя ребенка) не брать чужого?», «Как (имя ребенка) научить быть более сдержанным?»…

При этом ведущий и специалист обязательно должны определить возможные ресурсы семьи, которые необходимо учесть и озвучить членам семьи для повышения мотивации к принятию решений и осознанию ими сил справиться с поставленными вопросами.

Далее ведущий встречается со всеми возможными участниками к семейной конференции и готовит их к встрече. Основной вопрос, который обсуждается: «Что каждый может сделать для изменения ситуации ребенка». Важной на этом этапе является подготовка самого несовершеннолетнего, прояснения его чувств, мыслей, пожеланий по поводу предстоящей встречи, принятие ответственности и готовность к решению поставленных вопросов.

         Встреча семьи начинается с представления ведущим всех участников, информирования специалистами членов семьи о проблемах ребенка, ресурсах семьи, вопросах, требующих решения. Далее специалисты и ведущий оставляют семью для составления плана, в котором указываются конкретные вопросы, действия по их разрешению с конкретными сроками и исполнителями. По возвращению специалистов, все участники семейной конференции обсуждают предложенные действия и утверждают план. Участники также обозначают дату повторной встречи для обсуждения выполнения принятого плана.

Семейная конференция не только помогает вернуть ответственность семье правонарушителя за решение сложившихся проблем и будущее ребенка, но и дает возможность по-другому посмотреть на семью органам системы профилактики и специалистам по работе с данной семьей. На сегодняшний день мы имеем только положительные результаты. После проведенных программ,100% несовершеннолетних не совершили повторных преступлений, отношения в их семьях улучшились.

 

Педагог-психолог

отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

О.Н.Шкрябина